Надвратная церковь Преображения Кириллова-Белозерского монастыря

Правда, обращаясь к рассмотрению архитектуры Псково-Печерского монастыря, мы неожиданно обнаруживаем, что он представляет своего рода исключение из вышеуказанной монастырской традиции. Над Святыми воротами его крепостных стен, размещенными в одной из башен — Никольской, расположена Никольская церковь (1564), которую нередко именовали храмом Николая Вратаря58. Как же можно расценить появление надвратного храма в системе столь мощной крепости, прямо противоречащее ранее высказанному нами утверждению?

Это противоречие, однако, полностью снимается изучением конкретных приемов сочетания ворот с Никольским храмом59. Воротный проезд здесь по обыкновению размещен в нижнем ярусе башни, выполненной в виде невысокого двухъярусного объема подковообразной формы. Внутри проезд не прямой, а изломом под прямым углом: наружный входной проем прорезает западную стену, а выходной — ее южную сторону, обращенную внутрь монастыря. Именно этой стороны к башне вплотную примыкает маленькая надвратная одноглавая церковь. Она настолько тесно объединена с башней, что составляет с ней единое целое сооружение. Об этом особенно наглядно свидетельствует нижний ярус церкви. Сводчатый проем в этом ярусе просто продолжает проезд башни к югу. В результате надвратный храм оказывается почти целиком спрятанным за те башни, оставляя свободным ее второй ярус и верхнюю площадку, используемые в военно-оборонительных целях. При помощи, такого остроумного приема неизвестный нам псковский зодчий вышел из трудного положения, оставшись верным монастырской традиции постановки церкви над Святыми воротами.

Внимательное изучение крепостного зодчества XVI в. показывает, что подобное решение не было уникальным, свойственным только данному ансамблю. Его мы находим также в кремле Казани, возведенном в основном в течение 1555— 1565 гг. по приказу царя Ивана Грозного. Две главные проездные башни этой мощной крепости — Спасская и Воскресенская — были построены с включением в их композицию надвратных церквей соответствующих наименований60.

Воскресенская башня до наших дней не сохранилась, будучи разобранной еще в начале XIX в. (?). О ее облике дают самое общее представление различные письменные материалы и чертежи XVIII в.61. Спасская башня, несмотря на ряд позднейших перестроек, дошла до настоящего времени вместе с сильно искаженной церковью Спаса Нерукотворного62. Опираясь на эти данные, легко установить, что обе башни обладали одинаковой композицией в виде прямоугольного ярусного объема с арочным проездом внизу и боевой площадкой в завершении63. С внутренней стороны кремля к башням примыкали маленькие одноглавые и бесстолпные храмики на подклетах, проезды которых являлись непосредственным продолжением ворот башен.

Таким образом, надвратные церкви Казанского кремля оказываются тождественными надвратной Никольской церкви Псково-Печерского монастыря. Более того, и их архитектура с трехчастным членением фасадов лопатками, многолопастными завершениями прясел и другими деталями является типичной для псковской школы зодчества XV—XVI вв. Такое сходство вполне закономерно, принимая во внимание, что Казанский кремль, как известно, также строили псковичи: видный зодчий середины XVI в., "церковный и городовой мастер" Постник Яковлев и артель псковских каменщиков во главе с Иваном Ширяем64.

Гораздо труднее ответить на вопрос о том, как возникли эти своеобразные надвратные храмы. Есть ли это "изобретение" псковских зодчих середины XVI в. ответ на новые требования крепостного строительства, или за ним стоит какая-то устойчивая традиция? Последнее кажется нам более вероятным, принимая во внимание сооружение почти одновременно в двух достаточно далеких друг от друга местах — Казани и Псково-Печерском монастыре — аналогичных по характеру надвратных храмов. К тому же строителями их явно выступали не одни и те же псковские мастера.

Очевидно, в псковском зодчестве существовала сформировавшаяся ранее традиция располагать подобным образом надвратные храмы при строительстве проездных башен крепостных стен, не умаляя тем самым их оборонной мощи. Подобное решение выглядит вполне закономерно для зодчих Пскова, особенно искушенных в крепостном строительстве, учитывая местоположение и роль самого города как передового форпоста Русского государства на его западных границах. Правда, поиски в самом Пскове и его землях таких надвратных храмов у проездных башен крепостных стен оказались безрезультатными. Не обнаружены нами сведения о таких постройках и в псковских письменных источниках. Но в документальных материалах по Новгороду Великому, ближайшему к Пскову центру и его "старшему брату", имеются данные о существовании надвратных храмов как раз такого характера, которые, кроме того, подтверждаются древними изображениями этого города на иконах.

Опись Новгорода 1675 г. зафиксировала наличие надвратных храмов65 у всех пяти проездных башен детинца — Пречистенской, Спасской, Покровской, Воскресенской и Владимирской. Текст описи характеризует эти сооружения совершенно одинаково: храмы примыкали к четырехгранным башням изнутри "города", поставленные над их воротным проездом. Так, например, о Владимирской башне говорится, что она "четырехугольная, с проезжими прямыми вороты, а в ней свод каменной, изнутри города приделана церковь великого князя Владимера, в проезжих воротех и с тем, что под церковью восмь сажен с четвертью, поперег меж стен 2 сажени без четверти, а с стенами 5 сажен с третью". О Воскресенской башне: "Башня Воскресенская с проезжими прямыми вороты, а в ней свод каменной, изнутри города приделана церковь Воскресения христово, в длину башня в проезде и с тем, что под церковью 7 сажен, поперег меж стен пол 2 сажени, а с стенами поперег тое башни 7 сажен с четвертью


Источник: http://rusarch.ru

  • Древняя Русь
  • Книги
  • Методики
  • Печать
  • Правители Руси
  • Православие
  • Шрифты
  • © 2004 Печатный-Двор.SU. Правила копирования | Контакты