Денситометр: как получить насыщенный и точный цвет в типографии?

Вопрос об использовании денситометра при печати часто всплывает в специализированных полиграфических изданиях и на сайтах, посвященных полиграфическим услугам. Кажется, ответ лежит на поверхности - если есть денситометр, то, разумеется, им нужно пользоваться. Но не все так просто. Одни говорят, что он необходим только для измерения шкалы, другие - что лучший денситометр - это опытный печатник, который безо всяких современных нововведений и шкалу измерит, и неудачное цветоделение обнаружит. Истина, как всегда, находится где-то посередине. Корректировка ошибок дизайнера и исправление неправильного цветоделения - это вопросы компетенции печатника, и имеют весьма отдаленное отношение к денситометру - это первое. Второе - профессиональные и опытные печатники сегодня постепенно уступают место молодым и часто не слишком грамотным в полиграфии специалистам. Возможно, им доскональное знание процесса особо и не нужно? К их услугам - современные электронные машины, которые уже укомплектованы денситометрами, а потому работа с ним предполагается по умолчанию.

Нет предмета для обсуждения этой темы, если ваша типография укомплектована современным оборудованием, где управление красочными ножами происходит дистанционно или автоматически, где для подачи краски прописывается специальная программа. В этом случае, разумеется, печатать, ориентируясь лишь на собственный опыт и полагаясь на зоркость глаза, по меньшей мере, странно.

Рассуждать о необходимости или бесполезности денситометра можно лишь в том случае, если типография работает на старых станках, регулируемых вручную.

Хотя на самом деле денситометр нужен всегда. "Мне не нужен", - скажет владелец одноцветной печатной машины старого образца, - опытного печатника вполне достаточно, чтобы выполнят заказы по оперативной полиграфии". Да, работа на древней полиграфической машине без профессионального взгляда грамотного специалиста будет, мягко говоря, иметь печальный результат. Но в этом случае денситометр особенно важен - как же иначе прогнозировать результат, если избегать печати по нормам? У вашего специалиста уйдет много времени на измерения, корректировку и ожидание готового результата - все данные будут готовы как раз к тому времени, когда весь тираж практически напечатан. В то же время получить качественную печатную продукцию на машинах старого образца можно лишь в том случае, если у вас на самом деле очень опытный печатник, обладающий, к тому же, отличным цветовым зрением.

Как ни странно, человеческий фактор в использовании денситометра играет немаловажную роль - опытный работник не будет в восторге от попытки его контролировать. Именно поэтому на современные печатные машины предпочитают ставить неопытную молодежь - они легко обучаемы и не имеют вполне обоснованных амбиций. Но, несмотря ни на что, лучше все-таки применять денситометр хотя бы для получения контрольного оттиска, чтобы получить дополнительное время, необходимое для корректировки ошибок.

Сохранить равномерную плотность краски в процессе печатания тиража и их повторения, возможность четкого управления печатным процессом - таковы функции денситометра в современной полиграфии.

Однако денситометр - не панацея, и не все полиграфические задачи ему по силам. К примеру, если необходимо использовать краски, смешанные по системе Pantone (сегодня сложно представить себе печать буклетов или печати флаеров без фирменного цветового веера), то от денситометра в этом случае толку будет мало - его фильтры работают только с цветами CMYK. Однако некоторые модели могут показывать некое число, которое может быть ориентиром в процессе печати. При использовании пантонов можно пользоваться спектрофотометром, но и это - не идеальный вариант. Вообще, веера пантонов не поддаются нормам плотности и цвета, точнее, добиться нужного оттенка практически невозможно из-за необходимости смешения красок в том или ином процентном соотношении. Поэтому многие производители выпускают собственные веера, ведь полученные оттенки отличаются в зависимости от марки краски. Кроме того, цвета в пантонах не отличаются точностью - оттенки одного цвета могут отличаться даже в одном веере одного производителя. А если из одного веера выбрать одинаковые основные цвета и измерить их спектрофотометром, результат впечатлит - они все будут разными. И все из-за разной плотности печати. Потому что нормы плотности для пантона определить практически невозможно - влияет качество бумаги, сам веер пантона - у клиента может быть свой, их (вееров) вообще может быть несколько. Поэтому очень часто приготовленный в точности по рецепту цвет не будет соответствовать ожиданиям заказчика, но опытный печатник, действующий интуитивно, создаст нужный оттенок.

Без печати "по нормам" не обойтись и при использовании триадных красок - несмотря на одинаковую плотность контрольных полей оттиски могут быть далеко не идеальными. Почему? Одна из причин - триады бывают "теплыми" и "холодными", и если печать осуществляется одной краской, красконаложение все равно не будет полностью идентичным - оно зависит и от модели печатной машины, и от обычных стандартных отклонений в плотности краски, и от некоторых других факторов. Результат может быть очень грустным - отклонения цвета станут слишком заметными.

К тому же, производственный процесс не может обойтись без колебаний, а человек хорошо видит различные структурные изменения краски, но различия по плотности ему незаметны. К тому же, растискивание может быть больше из-за смены одного вида бумаги на другой, из-за офсетного полотна, из-за высокой температуры - причин много.

Что делает в этой ситуации печатник? Изменяя подачу краски, он старается получить оттиск, похожий на контрольный. А как быть с соотношением печати по цветопробе и по нормам? И какая будет цветопроба? Совсем недавно считалось, что настоящая проба должна быть пленочной, а цифровая - это второй сорт. Но у первой есть немало недостатков - тиражная бумага не соответствует цветопробным материалам, спектральный охват несколько отличается, конечный результат слишком сильно зависит от человеческого фактора, а значит - ошибки неизбежны, и цвета будут не такими, какие требуются. Когда-то лучшей считалась проба, для создания которой применяли цветопробный станок. Но он тоже не дает отличного результата. Почему? Он печатает сырое по сухому, многоцветная же машина - сырое по сырому. Неудивительно, что красконаложение будет другим. Поэтому, чтобы достичь идеального совпадения, лучше работать по образцу, который был отпечатан где-нибудь с нужной фотоформы. Так можно получить печатную пробу. Где печатается первая проба? Обычно или ее печатают по "нормам" или клиент выбирает понравившийся ему оттиск и подписывает его. В чем преимущество печатной пробы? Ее можно сравнить с помощью инструментов, а это уже хорошая гарантия объективности. Наличие в печатном агрегате авторегулировки краски и спектрофотометра позволяют создавать полиграфию, максимально соответствующую цветопробе.

В принципе, несмотря на сложности с воспроизведением цвета, большинство печатных машин способно выдавать достаточно качественную продукцию - вопрос лишь во времени, качестве бумаги, и затраченных нервах.


Источник: http://www.presstime.ru/

  • Древняя Русь
  • Книги
  • Методики
  • Печать
  • Правители Руси
  • Православие
  • Шрифты
  • © 2004 Печатный-Двор.SU. Правила копирования | Контакты