церковь Алексея (1709—1714)

Хороша в монастыре маленькая надвратная церковь Алексея (1709—1714). Чтобы завершить ее постройку, игуменья с монахинями была вынуждена «на Москве и в городах ходить и сбирать по верующим... кто что подаст». Церковь после утраты главы не имеет никаких внешних признаков культового здания и напоминает обычную жилую постройку (илл. 29). Нижний этаж, включенный прежде в ограду монастыря, служит своего рода подклетом храма. Решен он подчеркнуто асимметрично: в левой части прорезаны два арочных проема (ныне заложены): меньший — для прохода, больший — для проезда; в правой части находится небольшое помещение сторожки с одним окошечком. Верхний этаж занимает храм с четырьмя окнами на фасаде, которые придают зданию типично жилой характер. Лаконизм обработки нижнего яруса сменяется здесь богатым убранством: окна — с нарядными наличниками, на углах и в межоконных простенках — спаренные или одиночные пилястры, в завершении — карниз с зубчиками. Весь декор выполнен в барочных формах начала XVIII в. со свойственной им некоторой плоскостностью.
От Горнего Успенского монастыря по Пролетарской улице пройдем до ее пересечения с проспектом Победы. Невдалеке расположен один из лучших архитектурных памятников Вологды — церковь Константина и Елены (проспект Победы, 85; илл. 28).

Основание храма относится к началу XVI в. Он был поставлен в 1503 г. на месте «сретенья» (встречи) вологжанами местной святыни — иконы Дмитрия Прилуцкого, которую якобы брали в поход на Казань, а затем возвратили городу с благодарностью за дарованную чудотворным образом победу. Почти в течение двух столетий храм оставался деревянным. Около 1690 г. на его месте была построена существующая сейчас каменная церковь с приделом Дмитрия в подклетном этаже.
Эта церковь — великолепный образец того исключительно декоративного, узорчатого стиля в древнерусском зодчестве, который получил широкое развитие во второй половине XVII в. Живописен силуэт храма со ступенчатым, нарастающим к центру ритмом масс. На подклетном этаже, над пониженными пристройками алтаря и паперти, к которой с запада ведет крыльцо с лестницей-всходом, возвышается основной кубический объем здания. Завершает его широкий карниз с раскреповками, два яруса нарядных кокошников и прекрасное по рисунку пятиглавие. Подчеркнуто декоративно и остальное убранство фасадов — членящие стены пучки из трех полуколонок-"дудочек", фигурные оконные наличники с килевидным верхом и перспективные, выполненные из различных штучных деталей порталы. Особенно эффектен главный входной портал, расположенный внутри паперти, кирпичный декор которого ни в чем не уступает лучшим порталам московских храмов середины XVII в. Роскошно и крыльцо со столбами-кубышками и висячими гирьками в двойных арках (покрытие позднее).
Более скромен подклет: он украшен лишь широкими лопатками и упрощенным карнизом. Его далеко выдающаяся вперед алтарная часть с двумя полукруглыми апсидами несколько необычна для Древней Руси. Подобная форма алтаря, объясняемая наличием в подклете двух приделов, встречается тем не менее в архитектуре Вологды довольно часто и является особенностью местных храмов. Алтарная часть верхней церкви, наоборот, имеет прямоугольную форму и почти одинакова по размерам с папертью, симметрично примыкающей с запада к храму. Такое решение объемов связано с нарастанием к концу XVII в. в древнерусском зодчестве тенденций к геометрической правильности построения зданий, стремления к уравновешенности их композиции. Общую живописность церкви Константина и Елены еще более усиливает стройная, нарядная шатровая колокольня, примыкающая к северо-западному углу паперти храма. Состоящая из восьмигранного невысокого, в три яруса, столпа с открытыми арками звона и легкого шатра с окнами-слухами и маленькой главкой, она представляет собой блестящий образец подобного рода древнерусских сооружений Вологды.
Возвращаясь по проспекту Победы к центру города, осмотрим небольшой ансамбль из двух церквей в переулке Засодимского (№ 14 и 14а) — Ильи Пророка что в Каменье и Варлаама Хутынского. Они живописно расположены в глубине квартала в окружении деревянных домиков и зелени деревьев. В XVI—XVII вв. здесь был маленький монастырь, упраздненный в 1738 г. Миниатюрная церковь Ильи Пророка, построенная около 1698 г., на месте оставшихся от строительства Грозного «каменных припасов», привлекательна своей простотой и незамысловатостью. Небольшое одноглавое здание с низкими пристройками — пятигранным алтарем (перестроен в 1904 г.) и короткой трапезной — оформлено довольно скупо. Лопатки по углам и простой карниз с сочными по рисунку кокошниками над ним ныне составляют все его убранство. В этой цельности — главное очарование храмика.
Иной художественный облик имеет изысканно нарядная и эффектная церковь Варлаама Хутынского (илл. 30), сооруженная в стиле раннего петербургского классицизма. Построена она в 1780 г. «иждивением» купца А. Узденникова. Возможно, что в ее проектировании принимал участие кто-либо из крупных столичных мастеров. Об этом говорят блестяще проработанные детали убранства здания и особенно стройная, легко вздымающаяся вверх колокольня.


Источник: http://rusarch.ru

  • Древняя Русь
  • Книги
  • Методики
  • Печать
  • Правители Руси
  • Православие
  • Шрифты
  • © 2004 Печатный-Двор.SU. Правила копирования | Контакты