Надвратная церковь Троицы Киево-Печерского монастыря

Действительно, именно в эту эпоху в развитии военно-оборонительного зодчества Руси наблюдаются серьезные перемены, связанные со значительным увеличением мощи крепостей. Особенно отчетливо это сказывается в появлении каменных стен и башен новой конструкции, а также в большем числе башен в составе крепостей. Этот новый этап в крепостном строительстве обусловлен в первую очередь применением при осаде нового, огнестрельного оружия – артиллерии52. Вторая половина XIV в. для всей Европы была эпохой "триумфального распространения" этого нового вида оружия53. Не осталось в стороне от этого процесса и Русь. Первое летописное упоминание огнестрельных оружий относится к 1382 г., когда Москва, обороняясь от нападения орды Тохтамыша, использовала пушки54. Очевидно, именно в это время, а может быть, и несколько раньше произошло знакомство русских с артиллерией. Применение артиллерии, сперва в оборонительных целях, а затем и в наступательных вызвало коренные изменения в приемах и методах возведения крепостей, в формах их архитектуры. "Одним из первых результатов усовершенствования артиллерии — как очень точно заметил Ф. Энгельс, — был полный поворот в искусстве фортификации"55. Этот переворот начался на Руси в последней четверти XIV в. и продолжался весь XV век, захватив даже первую четверть XVI вв.56.

В новых условиях значительного увеличения мощи крепостей храмы, существовавшие над воротными башнями кремлей и детинцев, оказались полностью недееспособными. Вполне уместные при прежней пассивной обороне, они теперь, когда в военном деле резко активизировались как средства защиты, так и нападения, не могли уже найти применения, ибо значительно ослабляли проездные башни. Башни новой конструкции имели внутри несколько ярусов с бойницами, а вверху — свободную площадку для размещения пушек и значительного числа воинов. Надвратные храмы не давали возможности конструктивно возводить такие многоярусные башни и одновременно препятствовали созданию активной защиты их верхних площадок. Реальные требования фортификации тем самым вступили в прямое противоречие со сложившейся традицией, которая вынуждена была отступить перед ними.

Нарушению этой традиции еще более способствовал приезд на Русь в последней четверти XV—первой трети XVI в. большого числа итальянских зодчих и инженеров, которые приняли активное участие в широком строительстве крепостей. Созданные ими мощные крепостные сооружения во многих городах Русского государства (Москва, Коломна, Нижний Новгород и др.) основывались на принципах западноевропейской фортификации, оказав большое влияние на все остальное военно-оборонительное строительство Руси того времени. В таких крепостях проездные башни как наиболее уязвимые места были предметом особой заботы их строителей, получая всевозможные дополнительные защитные устройства типа отводных стрельниц, захабов и проч. Само собой разумеется, что о возведении надвратных храмов здесь не могло быть и речи.

С начала XVI в., в противоположность прекращению строительства надвратных храмов в системе крепостных стен городов, кремлей и детинцев, сооружение таких зданий в монастырских ансамблях приобретает исключительно широкий размах. Поставленные над главным входом в обитель — святыми воротами, храмы усиливали парадность ее облика, придавали ей большую внушительность и "святость", выразительность и нарядность. Все эти черты как нельзя лучше отвечали общей направленности русской архитектуры XVI—XVII вв., когда в ней особенно ярко проявились торжественность и триумфальность, отразившие общий подъем Русского государства.

Подробное рассмотрение надвратных храмов XVI—XVII вв. в составе монастырских комплексов не входит в нашу задачу. Отметим только большое разнообразие их типов и форм, среди которых встречаются почти все объемно-композиционные и планировочные приемы культового зодчества этого времени. Здесь и бесстолпные одноглавые храмы с сомкнутым (Архангельский Великоустюжский монастырь) и кресчатым сводами (Симонов), трехглавые (Покровский Суздальский) и пятиглавые (Иосифов Волоколамский и Ростовская митрополия); двустолпные одноглавые (Спасо-Прилуцкий) и пятиглавые (Борисоглебский Ростовский); четырехстолпные пятиглавые (Ростовская митрополия); одношатровые (Спасо-Преображенский Ярославский) и двухшатровые (Ферапонтов) ярусные типа восьмерик на четверике, трехчастные (Новодевичий) и четырёхлепестковые (Новый Иерусалим) и т.п. Характерно, что и в это время надвратные храмы не образуют особый тип здания, отличный от других видов культовой архитектуры.


Источник: http://rusarch.ru

  • Древняя Русь
  • Книги
  • Методики
  • Печать
  • Правители Руси
  • Православие
  • Шрифты
  • © 2004 Печатный-Двор.SU. Правила копирования | Контакты