Золотые ворота с церковью Ризоположения во Владимире

В истории архитектуры древней Руси особую страницу составляют надвратные храмы — один из интереснейших видов культового зодчества. Основной специфической особенностью этих храмов, как показывает само название, является их местоположение на воротах. Обычно такие здания сооружались над воротами городских стен, кремлей и крепостей, монастырских обителей, архиерейских дворов и церковных комплексов. Они широко известны почти во все эпохи древнерусского зодчества — с XI в. и вплоть до конца его развития — рубежа XVII—XVIII вв. Да и в последующее время надвратные храмы не исчезают, а продолжают свое существование в русской архитектуре нового времени в течение XVIII—XIX вв. и даже начала XX в.

Однако этот вид культовой архитектуры до сих пор не привлекал к себе особого внимания исследователей. Как правило, надвратные храмы рассматривались обычно в общих разделах истории зодчества древней Руси вместе с другими видами культовых памятников либо в пределах какой-нибудь архитектурной школы, творчества определенного мастера, а также того или иного ансамбля1. Обобщающих работ по данной теме нет. Поэтому остаются совершенно неизученными происхождение и развитие надвратных храмов, эволюция их типологии и отдельных форм, не говоря уже об отдельных, более частных вопросах. А между тем данный вид храмов вполне достоин самостоятельного рассмотрения. Хотя бы уже только потому, что он представляет собой уникальное явление, свойственное только древнерусской архитектуре. Во всем зодчестве Средневековья как восточных, так и западных христианских стран надвратные храмы не встречаются. Так что уже сам по себе этот интересный феномен, еще раз подчеркивающий самобытность зодчества древней Руси и самостоятельность пути его развития, заслуживает более глубокого и тщательного осмысления.

Для того чтобы подойти к рассмотрению вышеуказанных проблем, необходимо, прежде всего очертить круг тех памятников, которые окажутся в поле нашего зрения, представив тем самым общую картину развития надвратных храмов по отдельным эпохам и регионам. Наряду с самими памятниками для нас важное значение имеют различные письменные источники, особенно летописи, которые дают возможность наиболее полно охарактеризовать древнейшие эпохи, не сохранившие многие из таких храмов.

Итак, с самого начала существования монументальной архитектуры Киевской Руси мы встречаемся с надвратными храмами. Наиболее ранним таким памятником является церковь Благовещения, сооруженная над главными, Золотыми воротами "Ярославова города" Киева вскоре после их возведения около 1037 г.2 XI век дает нам еще один пример подобной постройки — церковь Федора 1089—109О гг. на городских воротах Переяславла Южного (Хмельницкого)3. К началу ХII в. относится Троицкая церковь над Святыми воротами Киево-Печерской лавры, выстроенная около 1108 г.4

В ХII в. границы распространения надвратных храмов становятся гораздо шире, кроме Юго-Западной Руси, охватывая и другие центры ставших самостоятельными земель и княжеств. Так, во Владимире в 1164 г. на Золотых воротах "Нового города" (1158—1164) сооружается церковь Ризоположения5. А в 1194—1196 гг. возводятся ворота владимирского детинца вместе с церковью Иоакима и Анны над ними6.

В XII и начале XIII в. широкое строительство надвратных храмов осуществляется в Новгороде. Такие здания возводятся здесь в 1166—1173 гг. в Юрьеве монастыре — церковь Спаса Преображения, в 1180—1182 гг. в Благовещенском монастыре на Гзени — церковь Богоявления, в 1193 г. в Воскресенском монастыре в Людином конце — церковь Иоанна Милостивого и в 1206 г. в Аркажском монастыре — церковь Симеона Дивногорца. В 1195 г. создается первый храм над воротами новгородского детинца — церковь Ризоположения, за которым последовал в 1233 г. еще один — церковь Федора7.

Прерванное татаро-монгольским нашествием в 1230-х годах всякое строительство на большей части территории Руси возобновилось лишь на рубеже XIII—XIV вв. В это время в Новгороде были возведены еще четыре надвратных церкви: в 1296 г. — Воскресения, в 1297 г. — Спаса Преображения, в 1305 г. — Покрова и в 1311 г. — Владимира, которые венчали крепостные ворота детинца соответствующих наименований8.

Однако в Северо-Восточной Руси мы почти не находим в XIV—XV вв. надвратных храмов. За этот обширный двухсотлетний период нам известны только три такие постройки: церковь Дмитрия Солунского в Троице-Сергиевом монастыре (вторая половина XIV в.)9, церковь Николы Чудотворца (Вознесения) в Можайском кремле (первая половина XV в.)10 и церковь Входа в Иерусалим в Тверском кремле, относящаяся ко времени княжения Бориса Александровича (1425—1461)11.

Лишь в Новгороде продолжалось активное строительство таких храмов, в основном приходящееся на конец XIV—первую половину XV в. В это время здесь были заново построены пять надвратных церквей детинца: в 1389 г. — Покрова, в 1398 г. — Воскресения, в 1419 г. (?) — Ризоположения, в 1426 г. — Спаса Преображения и в 1420-х годах — Владимира12. Кроме того, две таких постройки возвели в пригородных монастырях: в 1418 г. — церковь Ильи Пророка в Хутыни и в 1419 г. — церковь Антония в Вяжищах. Наконец, два аналогичных здания поставил владыка Евфимий над воротами своего двора в детинце: в 1435—1436 гг. церковь Иоанна Златоуста и в 1437—1438 гг. церковь Петра Митрополита13.

В XVI в. картина резко меняется в сторону значительного увеличения строительства надвратных храмов, которое широко осуществляется в продолжении всего столетия на обширной территории Московского государства. Не претендуя на исчерпывающую полноту, перечислим лишь некоторые из таких построек в относительно хронологическом порядке. Одними из первых в начале века были сооружены одноименные церкви Сергия Радонежского в крупнейших подмосковных монастырях: в 1513 г. — в Троице-Сергиевом14, а в первой половине XVI в. — в Саввино-Сторожевском15. До 1518 г. построен надвратный храм Благовещения в Покровском Суздальском монастыре16; такой же храм в 40-х годах XVI в. поставлен над воротами Возьмищенского монастыря в Волоколамске — Кирилла Чудотворца (1541)17.

В таких крупных монастырях, как Кириллов-Белозерский и Ипатьевский Костромской, были сооружены даже по два таких храма: в первом — Иоанна Лествичника над Святыми воротами (1569—1572) и Преображения над Водяными (1595)18, во втором — Федора Стратилата над Святыми и Ирины над Водяными (обе — 1580—1590-х годов)19: В начале 1590-х годов возводятся почти одновременно надвратные церкви в Спасо-Прилуцком монастыре близ Вологды — Федора Стратилата (1590)20 и в Симонове монастыре близ Москвы — Спаса Происхождения Честных Древ Животворящего Креста (1591—1593)21. Еще несколько таких храмов построили на рубеже XVI—XVII вв. в целом ряде монастырей — Соловецком (церковь Благовещения 1596—1600 гг.)22, Владычном Серпуховском (церковь Федора Анкирского 1599 г.)23, Лужецком Можайском (церковь Преображения рубежа XVI—XVII вв.)24 и др.

В XVII в. сооружение надвратных храмов становится еще более интенсивным. В это время ни один из вновь создаваемых монастырских комплексов не обходится без подобной постройки. Такое строительство ведется в самых различных регионах Русского государства, начиная со столицы и ее окрестностей и кончая самыми отдаленными северными окраинами. Некоторые наиболее значительные ансамбли, как, например, Новодевичий монастырь в Москве25 или Борисоглебский под Ростовом26, имели даже по два надвратных храма.

К таким монастырям были близки крупные комплексы владычных и архиерейских дворов, в состав которых также входили надвратные храмы. Наиболее ярким примером может служить Ростовский кремль — огромная парадная резиденция ростовского митрополита Ионы Сысоевича, включающая в свой ансамбль надвратные храмы Воскресения (ок. 1670 г.) и Иоанна Богослова (1688)27. Более скромен архиерейский дом вологодского владыки, имевший лишь церковь Крестовоздвижения (1687—1692) над главными входными воротами28-

Заканчивая на этом наш краткий общий обзор строительства надвратных, храмов в древней Руси, подчеркнем только, что их развитие протекало в рамках общей эволюции архитектуры Руси XI—XVII вв. Правда, приведенные нами сведения в основном относятся к каменным надвратным храмам. Данных о сооружении таких деревянных храмов значительно меньше, так как они попадали в письменные источники в древности только в отдельных исключительных случаях. Сами же эти памятники до наших дней не сохранились. Однако сомнений в их существовании даже в эпоху домонгольской Руси не возникает. Об этом прямо свидетельствует "срубленная" в 1193 г. церковь Иоанна Милостивого на воротах Воскресенского женского монастыря в Новгороде29. Деревянной была и указанная выше церковь Дмитрия Солунского над Святыми воротами Троице-Сергиева монастыря второй половины XIV в.30.


Источник: http://rusarch.ru

  • Древняя Русь
  • Книги
  • Методики
  • Печать
  • Правители Руси
  • Православие
  • Шрифты
  • © 2004 Печатный-Двор.SU. Правила копирования | Контакты