Ансамбль Владимирской церкви. XVII-XVIII век

Воля заказчика была исполнена. Хотя теплый Владимирский храм сейчас не имеет шатровых завершений, но на первоначальное их существование указывает его сильно вытянутый в поперечном направлении объем. Только парные шатры оправдывали такую своеобразную форму здания, не соответствующую одноглавию или пятиглавию. В остальном композиция церкви с подклетным этажом, пониженным алтарем и сильно вытянутой трапезной (увеличена за счет пристройки в 1850-х гг.) довольно традиционна. О прежнем ее убранстве напоминают лишь простые лопатки и карнизы на фасадах.
Колокольня, входившая прежде в ограду храмов, сохранилась хорошо. Она действительно воспроизводит формы прежней каменной соборной колокольни. Низкий четверик, декорированный по углам лопатками и вверху поясом ширинок с полихромными изразцами, прорезан двумя арками — большой и малой, которые некогда вели внутрь ограды. Поставленный над ним восьмигранный столп с лопатками на ребрах украшен внизу киотом с оригинальным изразцовым декором; заканчивается он ярусом звона с открытыми арками, обрамленными архивольтами с килевидным верхом. Завершает звонницу стройный шатер с нарядно оформленными слухами и маленькой главкой. Эта колокольня — одна из лучших в Вологде.
Стоящая рядом холодная Владимирская церковь (илл. 34), возведенная в 1759—1764 гг., гораздо наряднее своей предшественницы. По объемно-композиционному построению это типичный ярусный храм с малым восьмериком, характерный для архитектуры Севера середины XVIII в. Высокий двусветный куб с пятигранным алтарем и сравнительно небольшой трапезной перекрыт куполом, над которым поставлен небольшой световой восьмерик, прежде имевший маленькую главку с тонкой шейкой. Сочная обработка фасадов здания представляет сочетание форм двух стилей — нарышкинского и петровского барокко, широко используемых в провинции на протяжении всего XVIII столетия. В то время как зубчатые карнизы и наличники окон с разрезными фронтонами во многом тяготеют еще к традициям конца XVII в., плоские спаренные пилястры, подоконные выступы и другие детали декора принадлежат уже новой эпохе.


Источник: http://rusarch.ru

  • Древняя Русь
  • Книги
  • Методики
  • Печать
  • Правители Руси
  • Православие
  • Шрифты
  • © 2004 Печатный-Двор.SU. Правила копирования | Контакты