Церковь Преображения над Водяными воротами

Однако само завершение церкви Преображения имеет иную форму. Вместо типичных для храмов Кириллова двух глав здесь с самого начала было трехглавие: большая глава возвышается в центре, две малые — над восточными углами постройки. Существование малых глав было вызвано тем, что у Преображенской церкви было два придела, расположенные по сторонам главного престола в алтаре,— Николая и Ирины (последний посвящен царице, сестре Бориса Годунова). Кроме того, центральный барабан был сильно сдвинут с центра объема к востоку, в сторону меньших глав, что также значительно усиливает живописную асимметрию общей композиции здания. Этому способствовало и достаточно «свободное» расположение в пряслах оконных проемов и ниш, и сильное смещение к алтарю боковых порталов храма, и, наконец, необычное покрытие алтаря: три двускатные тесовые кровли, выходившие щипцами на восточную сторону, располагаются над тремя коробовыми сводами, перекрывающими алтарь.
По-настоящему необычность архитектуры этой постройки ощущаешь, входя через паперть и западный перспективный портал внутрь храма. Тогда сразу становится понятно, что сдвиг трехглавия на восток обусловлен оригинальной конструкцией сводов и внутренних опор. Почти в центре помещения стоят два круглых, увенчанных капителями столба, с которых на стены перекинуты арки, поддерживающие три коробовых свода, перекрывающие храм по продольной оси. Более мощная подпружная арка между столбами служит опорой главному световому барабану, поставленному к востоку от нее, на средний из коробовых сводов при помощи дополнительной системы ступенчатых арочек. Здесь как бы завершился тот длительный процесс слияния восточной пары столбов со стеной и межапсидными стенками, который в храмах Кириллова шел на протяжении всего XVI в. Подобная конструкция может быть названа «ложным» двустолпием. Она принципиально отличается от двустолпия надвратного храма Спасо-Прилуцкого монастыря и позднейших вологодских церквей и находит довольно широкое распространение во многих костромских и московских памятниках XVII столетия. Стремясь расширить помещение церквей и сократить число опор, древнерусские мастера умели каждый раз находить новые, исключительно разнообразные и интересные решения.
В церкви Преображения находится иконостас, современный самой постройке. Он состоит из четырех рядов — местного, деисусного, праздничного и пророческого. Иконы праздничного ряда по каким-то причинам в XVIII в. заменили новыми (они находятся в иконостасе и сейчас). Все остальные произведения, датируемые 1595-м г., представляют .стилистически единую группу, написанную, вероятно, артелью местных мастеров. И хотя авторам ее не откажешь в мастерстве, найденности силуэтов и пропорций изображенных святых, в целом живопись этих икон весьма провинциальна, рисунок грубоват, колорит ограничен: в основном варьируются охряные, киноварные и зеленые цвета.
В юго-восточном углу монастыря, вблизи Свиточной башни, расположен «лекарский» комплекс, состоящий из больничных палат и церкви при них. Большие больничные палаты были возведены в 1643—1644 гг. сельскими каменщиками во главе с Яковом Костоусовым. Впечатлению монументальности этого здания способствует его сильно вытянутый прямоугольный объем с массивными стенами и высокой двускатной кровлей. Фасады этого огромного сооружения, имеющего на торцах крупные фронтоны-щипцы, почти лишены какого-либо декора и выглядят очень сурово. Скупая гладь мощных побеленных стен, расчлененных широкими лопатками, смягчается лишь небольшими арочными проемами окон с сильными откосами. Интерьер палат традиционен для гражданских построек. Два просторных сводчатых помещения с распалубками над окнами и дверьми находятся по обе стороны широких сеней. Своды поддерживают массивные квадратные столбы, расположенные посредине палат, что для подобных зданий XVII в. уже не типично; этот прием — запоздалая дань древней традиции.
Резким контрастом по отношению к больничным палатам выступает находящаяся к западу от них небольшая больничная церковь Евфимия (илл. 94). Эта последняя из возведенных в монастыре культовых построек сооружена вскоре после палат, в 1646 г., двумя артелями местных каменщиков: сельскую возглавлял Яков Костоусов, а монастырскую — Кирилл Серков. По типу она резко отличается от всех остальных церквей, представляя собой шатровой храм. Однако несмотря на это, в церкви Евфимия отчетливо видно подражание архитектуре возведенной за год до нее придельной церкви Епифания, что не выводит памятник из круга монастырских традиций. Действительно, и композиция фасадов этих храмов и их декор во многом совершенно тождественны. Иным выглядит лишь венчание церкви Евфимия: над тремя сплошь покрытыми декором кокошниками, завершающими каждую из стен, на низком, снаружи никак не выявленном восьмерике возвышается небольшой стройный многогранный шатер с луковичной главкой, покрытый прежде поливной зеленой черепицей (современная железная кровля XIX в.). Шатер первоначально был открыт внутрь, а трапезная, поставленная необычно — с южной стороны здания, соединена с больничными палатами переходом. Интересна также маленькая одноарочная звонница псковско-новгородского типа над крышей трапезной.
К югу от церкви Евфимия вдоль стены монастыря вытянулся корпус келий. Сооружен он в 1647—1648 гг. как одноэтажный двумя артелями все тех же местных каменщиков во главе с Я и К. Костоусовыми и К. Серковым; позднее в этом надстроенном и сильно переделанном здании находилось духовное училище.
Мимо монастырского архива дорога ведет на территорию Малого, или Горнего Ивановского, монастыря. Здесь на небольшом зеленом холме, именуемом в древних документах «горой», красиво возвышается среди деревьев церковь Иоанна Предтечи с приделом Кирилла — главный соборный храм этой обители (илл. 95). Сооружена она одновременно с церковью Архангела Гавриила, в 1531—1534 гг., на вклад Василия III. Значительная близость между собой обоих зданий позволяет даже считать их работой одной и той же строительной артели и одного зодчего. Аналогично объемно-композиционное построение храмов в виде стройного куба, увенчанного первоначально ярусами килевидных кокошников и двумя главами: большой, световой — в центре и малой, глухой — над юго-западным углом (над приделом). Тождественны также их членения фасадов пилястрами, профилированные цоколи в основании стен, трехчастные «классицизированные» карнизы в завершении и отдельные детали убранства — перспективные порталы, аркатура на апсидах, наконец, традиционный декор барабана большой главы, состоящий из пояса килевидных арочек, балясин, прямоугольных нишек и бегунца. Однако церковь Иоанна Предтечи отличает совершенно иная форма верха в виде пирамиды из трех рядов кокошников, обычная для большинства позднейших кирилловских храмов. Вероятно, в этом отношении образцами для нее послужили двуглавые соборы Спасо-Каменного и Ферапонтова монастырей.


Источник: http://rusarch.ru

  • Древняя Русь
  • Книги
  • Методики
  • Печать
  • Правители Руси
  • Православие
  • Шрифты
  • © 2004 Печатный-Двор.SU. Правила копирования | Контакты