Паисий Лигарид

Родился на о. Хиосе в 1610.

В 1623 отправлен в Рим, где получил образование в греческой коллегии; окончил курс в 1635 со степенью доктора богословия.

В это время папой был Урбан VIII, который был очень заинтересован в распространении католицизма на Востоке; еще во время своего пребывания в Риме Паисий Лигарид издал две книги в интересах латинства: произведения Аркудия и Родина, двух миссионеров латинства в Польше и Греции.

В 1641 Паисий Лигарид был отправлен на Восток, но уже в 1644 должен был уехать из Константинополя, так как на патриарший престол взошел Парфений II, энергично боровшийся с иезуитским влиянием на Востоке.

Паисий Лигарид отправился в Молдавию, где был на службе у тарговицкого митрополита Стефана и учителем ясского придворного училища; кроме того, занимался приготовлением к изданию на румынском языке Кормчей книги.

Отсюда он уехал в Иерусалим с иерусалимским патриархом Паисием, который прибыл сюда проездом из Москвы. В 1651 посвящен в Иерусалиме в монахи, а в 1652 в митрополита Газского, но в своей митрополии Паисий Лигарид так и не появился; в 1657 он жил опять в Валахии, где принимал участие в дворцовых заговорах.

Тут застает его предложение патриарха Никона приехать в Россию и принять участие в предпринятых им церковных реформах. Но только в 1662 Паисий Лигарид прибыл в Россию в самый разгар распри между Алексеем Михайловичем и Никоном.

Паисий Лигарид принял сторону царя и бояр – врагов патриарха. К нему обратился боярин Стрешнев с тридцатью вопросами, в которых изложил поведение Никона и спрашивал у Паисий Лигарид ответа. Паисий Лигарид ответил полным осуждением Никона; подлинное заглавие его ответа: «Отписка боярину Семену Лукьяновичу Стрешневу митрополита Газского Паисия на тридесять вопросов ответы новых обычаев Никоновых, бывшего патриарха Московского в 171 г.».

Паисий Лигарид приобрел влияние на царя благодаря своей учености. Он первый посоветовал царю пригласить восточных патриархов для суда над Никоном; сам же он не принимал явного участия в соборе, хотя был приглашен патриархами к тайному совещанию.

Своим влиянием Паисий Лигарид пользовался для выпрашивания у царя подачек, ходатайствовал за своих соотечественников и даже сам занимался торговлей. Все это время Паисий Лигарид незаконно пользовался титулом митрополита, так как давно уже был лишен кафедры и даже анафематствован как еретик патриархами Константинопольским и Иерусалимским за написанную им книгу о подвижниках и патриархах, в которой он выступил в защиту папской власти. Известие об этом пришло в Москву в 1668, но не испортило отношений между Паисий Лигарид и Алексеем Михайловичем; напротив, последний ходатайствовал о прощении Паисий Лигарид перед патриархом Иерусалимским Нектарием, который исполнил просьбу царя и прислал разрешительную грамоту.

Умер Паисий Лигарид в Киеве в 1678, потеряв всякое влияние в Москве. Ученик иезуитов, Паисий Лигарид, по некоторым известиям, даже был посвящен в Риме в священнический сан и получал от папы ежегодное содержание, что не мешало ему в Москве притворяться православным.

Ему принадлежат еще изъяснение Божественной Литургии, написанное в духе латинства историческое сочинение о патриаршествовавших в Иерусалиме, история о-ва Хиоса и история осуждения патриарха Никона, вошедшая в третий том книги Palmer'a «The patriarch and the tsan».


Источник: http://drevo-info.ru

  • Древняя Русь
  • Книги
  • Методики
  • Печать
  • Правители Руси
  • Православие
  • Шрифты
  • © 2004 Печатный-Двор.SU. Правила копирования | Контакты