Письменные богослужебные в церквах книги

До благодетельного изобретения типографий книги везде были письменные. В России древнейшие писаны на пергаменте; с XIV века начали писать на хлопчатой бумаге, а потом уже на обыкновенной из трепья льняного. Письмо разделялось на уставное, полууставное и скорописное, гораздо после первых двух появившееся. Сперва употребляли для писания трость, потом перо. Лучшим украшением для рукописей служила киноварь, которой надписывали заглавия и изображали прописные буквы; иногда является на фигурных заставках ультрамарин с другими красками и золотом; при некоторых письменных книгах есть и картины, хотя неискусные, по образцу среднего византийского стиля нарисованные, но сохраняющие совершенною свежесть колера. Десять картин, помещенных при отысканном недавно в Воскресенском монастыре харатейном сборнике, который составлен 1073 года для великого князя Святослава Ярославича дьяком Иоанном, служит верным образцом тогдашнего рисования, а точный список с послесловия дает понятие о слоге и об употреблении букв того времени. Писцами бывали по большей части благочестивые иноки. Некоторые из них по набожности и по собственному усердию, а иные по долгу занимались сим похвальным упражнением и довели до наших времен книги Священного Писания, богослужебные, летописи и другие памятники истории и словесности отечественной. Книгохранилища: Синодальное Московское, Новгородское Софийское, Императорское публичное, частные: графов Мусина-Пушкина, Румянцева и Толстого и других, по пространству империи в монастырях и частных домах рассеянные, свидетельствуют о трудолюбии наших писцов в древние и средние времена.

  • Древняя Русь
  • Книги
  • Методики
  • Печать
  • Правители Руси
  • Православие
  • Шрифты
  • © 2004 Печатный-Двор.SU. Правила копирования | Контакты