Медленные успехи книгопечатания в Москве

По изгнании Федорова и Тимофеева из заведенной ими в Москве типографии едва ли было что-либо издано в течение тринадцати лет. Хотя папский нунциус Поссевин и уверяет, что при нем особенная типография находилась у царя в Александровской слободе, а посол английский Флетчер повествует, что ночью подожгли ее суеверы. Но не прежде 1577 года напечатана в Москве Псалтирь, а с 1590 по 1592 год вышли две Триоди, постная и цветная. Из послесловия сих книг явствует, что типографщиком был тогда Андроник Тимофеев, по прозванию Невежа. Им же отпечатаны в 1597 году и в 1600 году Апостол и Минея общая. В Смутные времена с разорением Москвы пострадал и московский типографский дом; однако несправедливо, как пишет г. Шлецер, будто бы совсем истреблен был; ибо нам известен Апостол, изданный в 1606 году типографщиком Невежею, по повелению Лжедимитрия. Книга сия начата печатанием прежде вторжения в Москву самозванца; но в том же, 1606 году, при царе Василии Иоанновиче Шуйском, появилось Евангелие, отпечатанное в царских палатах, где тогда помещалась типография, управляемая Онисимом Михайловым Радищевским Волынцем. В предисловии к общей Минее, изданной 1609 года при сем же царе, сказано: «Василий Иоаннович повеле в Москве сделати новую штанбу, еже есть печатных книг дело, и дом новый устроити превеликий повеле, в нем же божественного писания печатным тиснением совершаться». Но бедствия, постигшие царя Василия, не допустили привесть в исполнение сего предприятия.

  • Древняя Русь
  • Книги
  • Методики
  • Печать
  • Правители Руси
  • Православие
  • Шрифты
  • © 2004 Печатный-Двор.SU. Правила копирования | Контакты