Заведение в Москве Духовной типографии

Сии меры при укоренившихся злоупотреблениях были слабы и не могли произвесть желанного действия; а потому царь с одобрения митрополита Макария решился завести первую в Москве и во всей Великороссии типографию. Русские и прежде имели уже понятие о сем искусстве. Послы великого князя Иоанна Ш Траханиот и Еропкин, отправленные в 1491 году к императору Максимилиану, находясь несколько времени в Любеке, приняли в государеву службу тамошнего книгопечатника Варфоломея, для перевода немецких бумаг. Царь Иоанн IV с 1547 года приискивал в Германии художников для книжного дела. Датский король Христиан III прислал к нему в 1552 году типографщика и переплетчика Иоганна, прозванного по переплетному искусству Богбиндером. Вероятно, сей художник, известный у нас под именем датчанина Ганса, был образователем наших собственных: московского уроженца Иоанна Федорова, соборного дьякона от Николы Гостунского, и Мстиславца Петра Тимофеева. Вероятность сию подкрепляет неизвестный сочинитель «Сказания известна о воображении книг печатного дела» следующими словами: «Глаголют же неции о них (о первых наших типографщиках) яко о самих фряз, то учение прияста; повествуется же о некиих, яко прежде их (Федорова и Тимофеева) неции, или будет, и они сами малыми некими и неискусными начертании печатываху книги». Начало к заведению в Москве типографии положено царем Иоанном Васильевичем 1553 года. Первое построение книгопечатного дома было не на том месте, где теперь находится, а на Варварской улице в связи тогдашних строений между Юшковым и Ипатьевским переулками, как у Олеария на плане Москвы значится. Царь ничего не щадил для поощрения художников; но первая священная книга «Деяния Апостольска и послания соборная и святого Апостола Павла послания» появилась не прежде 1 марта месяца 1564 года. Несмотря на неопытность первых наших типографщиков, Апостол отпечатан чистыми, немного продолговатыми буквами, в малый лист, на плотной голландской бумаге с фигурными заставками и заглавные буквы отличены киноварью; но правописание, подобно рукописям, весьма неисправно, а особливо в надстрочных знаках; кроме заглавий, нет нигде больших букв; набор по большой части без отделения предлогов и союзов; расстановка между главами отмечена только на поле счетом. Из препинательных знаков употреблена лишь точка с запятою и часто не у места. В конце строк нигде не поставлено знака переносного, нет и предречий к начинающимся страницам, счет листов назначен под нижними углами каждой страницы с правой стороны. Всех листов без предисловий и послесловия содержится 259. В начале приложено гравированное на дереве изображение евангелиста Луки. Книга сия, составляя драгоценность для охотников, делалась редкостью, почему и прилагается то любопытное к ней послесловие, которое объясняет историю заведения Московской типографии.

  • Древняя Русь
  • Книги
  • Методики
  • Печать
  • Правители Руси
  • Православие
  • Шрифты
  • © 2004 Печатный-Двор.SU. Правила копирования | Контакты