Гонение на первых типографщиков московских и труды их в продолжении странствия в землях чужих

Едва появилась первая книга, как начались толки. Суеверы, изумленные новостью, а невежды-грамотеи, промышлявшие списыванием книг церковных, от зависти и своекорыстия, восстали против важного предприятия, внушенного просвещенною христианскою ревностью. Оклеветанные разными ересями, дьякон Федоров и мстиславец Тимофеев оставили Москву. Что после этого происходило в устроенной ими типографии около тринадцати лет, мы достоверно не знаем. Между тем наши типографщики, по словам одного из них, изгнанные из земли отечественной и от рода своего, блуждали по странам, дотоле им незнаемым, не имея ниоткуда помощи. Счастливый случай привел их под покров короля польского Сигизмунда Августа. Один из знатнейших литовских вельмож, гетман Григорий Александрович Ходкевич испросил позволения у короля принять их к себе в дом. Ходкевич славился благочестием и просвещением. Будучи греческого вероисповедания, он основал в 1567 году в своем местечке Заблудове храм Успения Богоматери, впоследствии в монастырь обращенный, и, вероятно, при нем устроил типографию с помощью наших изгнанников. Успокаивая и утешая Федорова, благодетельный Ходкевич дал ему во владение деревню (весьма немалу), но типографщик искал трудов, а не успокоения. В 1569 году появилась первая книга, изданная Федоровым и Тимофеевым в Заблудове, — Евангелие учительное, или толковое; вероятно, что она была и не последняя, но о прочих мы не знаем. Между тем гетман Ходкевич, изнуренный старостью и недугами, не мог утешаться своим заведением и, не озабочиваясь поощрением книгопечатания, уговаривал художника заняться земледелием. Энтузиаст-типографщик, не привыкший к возделыванию полей, сетует на сие при одной своей книге, изъясняясь таким образом: «Не удобно ми бе ралом, ниже семян сеянием время живота моего сокращати; но имам убо вместо рала художество наручных дел с суды вместо же житных семен, духовная семена по вселенной рассеватн, и всем по чину раздавати духовную сию пищу». Постоянная страсть к любимым трудам принудила Федорова, оставя выгоды спокойной жизни, переселиться от Ходкевича в город Львов. Там, прилагая все старания о заведении вновь типографии, Иоанн Федорович прибегнул к помощи русских и греков, в городе живущих, но долго тщетны были его старания: богачи, имевшие все способы, не хотели войти в сие дело, а бедные, имея усердие, не имели довольно денег помочь ему. Наконец вспоможением последних и прежним небольшим достатком, приобретенным у гетмана Ходкевича, удалось Федорову отпечатать Апостол, первую книгу в Львове, — 1574 года февраля 15-го по прошествии года и десяти дней тиснения. В послесловии к сей книге Иоанн Федоров описал свои гонения и странствия. Сей Апостол, равно и заблудовское толковое Евангелие, напечатаны одним шрифтом с Апостолом, в Москве изданным. Догадываться можно, что художник взял с собой из Москвы пунсоны. Товарищ его уже не участвовал в сем издании. Расставшись с ним, может быть у Ходкевича, Тимофеев жил в Вильне в доме Козьмы и Луки Мамоничей, известных типографщиков, и там издал в 1575 году Евангелие, иждивением Ивана Семеновича Зарецкого и брата его Зиновия. Иоанн Федоров переселился из Львова в волынский город Острог. Поощренный в трудах своих просвещенным князем Константином, он издал Новый Завет в 1580 году, а в следующем — первую Библию на языке славянском. Неизвестные причины заставили странствующего типографщика вскоре удалиться из Острога. Последние дни свои он провел во Львове и там в декабре 1583 года окончил жизнь свою. В церкви преподобного Онуфрия показывают простой надгробный с надписью камень, над ним положенный.

  • Древняя Русь
  • Книги
  • Методики
  • Печать
  • Правители Руси
  • Православие
  • Шрифты
  • © 2004 Печатный-Двор.SU. Правила копирования | Контакты