Откуда у князей брались деньги

Вот живут свободные люди. Соседской общиной. Тяжело живут. В неурожайный год еды – впритык. Поход в лес за ягодами, грибами, рыбалка – не развлечение, а способ хоть иногда наедаться досыта. Покупного почти ничего. Одежда вся домотканая. Все орудия труда самодельные. Железное делать – кузнец свой в деревне, или где-то по соседству. И каждый мужчина в деревне – не только пахарь и мастер на все руки, но и охотник. И волка может убить, и медведя. И топоры у всех есть, и ножи. И вот к ним вдруг приходит «крутой парень», и говорит – плати… Его ведь даже не найдут потом. Лес большой. Труп под каждой корягой спрятать можно. И если свои на своих не настучат (а с чего бы им это делать?) то никто и не узнает, что он туда вообще приходил. Так откуда же у князей брались деньги? Откуда вообще бралась дань и почему ее платили?

Древнерусское общество было самоуправляемым. На уровне деревенской общины оно могло успешно функционировать благодаря одним только деревенским сходкам. В случае опасности все взрослые мужчины брались за оружие. Собственно, князья и вожди нужны были изначально только чтобы руководить этим ополчением в походе, в бою.

Но жизнь становится все более сложной. Женам хочется серебряных, или хотя бы медных побрякушек. Ну, побрякушки и кузнец местный, пожалуй, сварганит, но где взять металл? И хорошие каленые ножи хочется. И шелк на одежду – хотя бы на отделку, на праздничной рубашке… И вино еще раз попробовать. И, конечно, соль – с солью и еда вкуснее, и кожу выделывать лучше, и запасы соленые на зиму. Все это иноземные купцы привозят. Люди из деревни начинают ездить на ярмарку – что-то продавать, чтобы что-то купить – у соседей и у этих приезжих купцов.

Растет социальное неравенство. Увеличивается алчность отдельных товарищей – с этим, в принципе, и в рамках деревенской демократии справится можно. Но вот как разрещить конфликт с выходцем из другой деревни? А из другого племени? А конфликт с приезжим купцом? Решить эти конфликты можно на общем сходе конфликтующих общин (вече). Но, если конфликт очень серьезный, то такое вече может кончится поножовщиной. И, к тому же, из-за каждой покраденой курицы не будешь же общеплеменное вече собирать.

А князь – вот он. Выбранный тем же вече человек, стоящий во главе всего племени, или даже целого союза племен. Он принадлежит к роду выдающихся людей. За его спиной поколения прославленных предков. «Слава» была той характеристикой, которая определяла «крутость» князя. Воины, геройствуя в бою, искали «себе чести, а князю славы». Собственно, у князя и не было ничего кроме этой самой славы, которую приобретали для него и его рода поколения предков, и которую он, князь, должен был не потерять в жизненных превратностях, и приумножить, побивая врагов и ублажая своих – справедливым разделом военной добычи, справедливым судом, княжескими пирами и иными славными делами.

Наверное, сначала к князю обращались как к третейскому судье – т.е. обе стороны, не прийдя в спорном вопросе к согласию, решали: «Вот князь – уважаемый человек, известный всем своими добродетелями. Как он решит, так и будет.» Возможно, в дохристианской Руси кроме князя третейскии судьями по сложным вопросам были еще и волхвы (жрецы богов), и боляре (бОльшие, выдающиеся люди), и старцы (старейшие, а значит мудрейшие в роду, или же выборные – старейшины). Князь в этом ряду был наиболее яркой фигурой. А с принятием христианства за основу и вовсе был взят византийский обычай – монарх – глава судебной и исполнительной власти. Этот обычай, видимо, не вступал в коренное противоречие с прежними, дохристианскими порядками. Просто христианская церковь, занявшая место жрецов, не претендовала на судебные полномочия князя. С принятием христианства на Руси проихошло законодательное разграничение судебных полномочий между духовным авторитетом (церковью) и авторитетом светским (князем). (См., например тут: Суды святительские http://www.krotov.info/acts/12/pvl/novg41.htm ) Это разграничение было произведено под влиянием византийского законодательства. Однако, видимо, и в языческие времена уже намечалось подобное разграничение полномочий между князем и священнослужителями.

В то же время, на протяжении нескольких столетий (до 15 века) суд монарха не был высшей судебной инстанцией, по крайней мере в тех землях, где была сильна вечевая традиция. А вечевая традийия, как показывают современные исследования, в домонголский период была сильна по всей Руси. Высшей судебной инстанцией, и вообще источником любой власти, было вече – собрание всего народа (всех свободных мужчин). А князь, приглашаемый на княжеский стол этим вече был, таким образом, приглашаем и на должность верховного судьи. Однако стоит заметить, что даже в Новгороде, даже в периоды наибольшей «вольности», князей приглашали. И княжеские суды существовали, как необходимый атрибут государственной власти, как инструмент, без которого государство просто не могло обойтись. Несмотря на ограничение судебных полномочий князя, княжеские суды ни в Новгороде, ни во Пскове не были отменены. И даже в период противостояния с тем или иным князем единственным выходом горожане считали не отказ от княжеского суда вообще, а просто приглашение другого, более подходящего князя. Таким образом, княжеский суд был одной из основных идей, одним из столпов нарождающейся древнерусской государственности.

За то что судил, князь брал плату – ведь судить это тяжелый труд. А судить справедливо – еще труднее. Право князя на судебные пошлины также никогда и нигде на Руси не оспаривалось. Хотя, например, в договорах Новгорода с княьями, судебные полномочия князя подробно оговаривались с целью их ограничения. В других землях князья чувствовали себя, видимо, более свободно. Но на всей территории Древней Руси, на протяжении столетий княжеские суды были одним из существеннейших источников пополнения княжеской казны. Сперва князь судил лично. Пока обращений было немного – это было возможно.

Но росла численность населения, росли города, расширялась торговля. Росло и количество конфликтоых ситуаций, требовавших княжеского суда. А ведь в обязанности князя входило не только судить своих подданных, но и воевать. Для того, чтобы справится с растущим количеством судебных дел князья стаи назначать «заместителей по суду» – княжеских судей.

Не будь князя – не было бы и суда. Значит князю должна от каждого суда прийти денежка. С этим все согласны. Но и самому судье за работу надо платить. И тем вооруженным охранникам, которые при судье. Охранники доставляют обвиняемого и свидетелей к месту суда, принуждают стороны к уплате назначеных по суду пошлин и штрафов, т.е. выполняют функции судебных исполнителей. Такая система сложилась на Руси уже в 11 веке. Она отчетливо прослеживается по статьям «Русской правды» первого письменного закона Древней Руси. В дальнейшем, в пространной редакции «Русской правды» 13-14 вв. (См. тут: Пространная Русская Правда http://www.krotov.info/acts/12/pvl/novg42.htm) полномочия княжеских судей и судебных исполнителей оговариваются еще подробнее. В документах 15 века (например Новгородской и Псковской судных грамотах) процедурным вопросам судопроизвродства уделено еще больше внимания. Все это – шаги к тому, чтобы избежать злоупотреблений как со стороны судей, так и со стороны тяжущихся сторон.

Со временем происходит еще один шаг – князь не просто назначает судей, а назначает их за деньги. Должность судьи приносит доход. И когда в окружении князя появляется много желающих эту должность занять, князь продает должность судьи. Практика продажи должности судьи была широко распространена в средневековом обществе и вразные периоды применялась, практически, во всех странах.

Таким образом, князь получает доход 1) разово – крупную сумму от продажи должности, 2) от каждого суда небольшую сумму. И при этом князь отвечает перед богом и людьми за то, чтобы суд был справедливым – в соответствии с обычаями и законом – т.е. «Правдой». В идеале князь должен стремится назначать судьями не только богатых, но и способных к этому, порядочных людей. Хороший князь следил, наверное, за этим. Плохой князь, или занятОй – не следил. При нем множились суды неправедные. За неправый (произведенный не по закону) суд князь должен был судью гнать в шею. А то и наказать примерно. Думаю, смещали особо зарвавшихся судей все князья, даже плохие или занятЫе. Дело в том, что для князя явное нарушение судьей закона – прекрасный повод чтобы судью сместить, и СНОВА ПРОДАТЬ освободившуюся должность «более достойному» судье. Так что, мне кажется, что любой князь только и ждал повода для того, чтобы сместить судью. И это было, наверное, неплохой гарантией от «неправого суда».

Проблема, наверное, возникала только когда судьей человек становился, как сейчас говорят, «по блату». (родственник князя, или человек, которому князь лично обязан, человек, которого князю почему-либо было неудобно убирать после первого же серьезного нарушения). Но, с другой стороны, ведь князь понимал, что этот судья своими несправедливыми решениями его позорит. Ведь были и другие способы облагодетельствовать человека, назначитв его не судьей, а, например, сборщиком дани или таможенником. Так что, в домосковской, феодально раздробленной, Руси, когда князь был относительно близко и мог лично контролировать действия назначенных им судей, злоупотребления в этой области были невелики.

Еще одна статья доходов князя – торговля. Торговцы это люди, изначально очень сильно зависимые от князя, и от любого правителя любой земли, в которую приезжают. В догосударственном и раннегосударственном обществе, таком как Русь 9 – 15 веков, приезжие купцы (гости – по летописной терминологии) зависели лично от князя. Дело в том, что каждого человека в Древней Руси защищала его община (институты кровной мести и круговой поруки). Княжеские слуги находились под личной защитой князя. А гости – купцы, приезжающие из чужих земель – были беззащитны перед любым произволом. Они, конечно, и сами были вооружены, и охрану нанимали. Но не могли же они оплатить военные силы, способные отбиться от княжеской военной дружины или от племенного ополчения. Гораздо проще и выгоднее было встать под защиту князя – подарить ему что-нибудь ценное и редкое, выполнить какое-нибудь важное поручение князя, сообщить ему какие-нибудь ценные сведения.

  • Русь и Европа
    В этой статье нет точных фактов про конкретную историю Руси. Здесь обо ...

Источник: http://partizandr.ru

  • Древняя Русь
  • Книги
  • Методики
  • Печать
  • Правители Руси
  • Православие
  • Шрифты
  • © 2004 Печатный-Двор.SU. Правила копирования | Контакты