Мир языческой Руси

Порой возникают недоразумения — а куда же подевались русы, так ярко проявившие себя во II—IV в. ? И откуда они появились потом, чтобы дать имя нашей стране и народу? Нет, они никуда не исчезли. Но бурная эпоха несколько раз разделила их. Одни остались на Балтике, где они жили до нашествия готов — это племена рарогов, ругиев. Другие отступили в непроходимые леса и болота, возник народ пруссов. Те, кто участвовал в походах готов и гуннов на запад, осели в Австрии, там существовало небольшое королевство, и впоследствии австрийские герцоги вели свое происхождение от «русских королей». Значительная часть прижилась на юге нынешней России и вошла в союз антов. А после его гибели русы еще раз разделились. Некоторые ушли со словенами на север, основали Старую Руссу у озера Ильмень. А были и такие, кто остался на Дону и Донце, они влились в племенной союз северян.

О том, что русы по-прежнему жили в этих краях, сообщают многие источники. «Церковная история» Захария Ритора, написанная в 555 г., показывает народ «рос» на севере от Азовского моря. На Дону упоминает «роксоланов» анонимный географ VII в., называет там город «Малороса». Китайский дипломат Сюань Цзан, посетивший в 630 г. ставку тюркского кагана Тун-Джабгу, видел там послов Руси. О южных русах, обитавших по соседству с болгарами, хазарами и печенегами, писали Лиутпранд Кремон-ский, арабский ученый Ибн-Хаукаль. А баварский географ начала IX в. перечислял разные ветви русов — «аттросы», «вилиросы», «забросы», «хозиросы». Основными из них он считал две, балтийскую и южную.

Персидский географ Ибн-Хордабег пояснял, что «русы — племя из славян», но некоторые авторы считали русов и славян разными народами. Такое противоречие легко объяснимо. Ведь между самими русами, разошедшимися далеко друг от друга, со временем накапливались различия. Кто-то сживался и сближался со словенами или северянами. Австрийские русы постепенно «огерманивались». Рароги соседствовали с датчанами, перенимали какие-то обычаи, слова, роднились в браках. А пруссы смешивались с балтами.

Когда распался Аварский каганат, устранилась помеха, сдерживающая и подавляющая дальнейшее развитие славян. Они заняли господствующее положение в Центральной и Восточной Европе. Цепочка их княжеств протянулась-дорожному берегу Балтики. У подножия Ютландского полуострова и к востоку от него располагались владения ободрйтов. Рядом лежала страна вагров. Еще восточнее — ругиев. От Одера до Вислы жили поморяне. А между ними и литовцами — пруссы. На территории современной Германии от Лабы (Эльбы) до Хафеля и Шпрее обитали лютичи (они же вильцы или волки). А южнее их лежали земли лужичан. Нынешнюю Польшу делили между собой племена мазовшан и ляхов. Образовались независимые княжества чехов, мораван. На Балканах устроились сербы, хорваты, хорутане. Разноплеменные славяне заняли и всю Грецию, Македонию.

Ну а в Восточной Европе жили славянские народы, известные нам по летописям. На Волхове и у Ладоги — словене. От Псковского озера до Смоленска расселились кривичи. В Белоруссии — полочане и дреговичи. В Прикарпатье — белые хорваты. На Западной Украине — волыняне (дулебы). По Днестру — тиверцы, по Южному Бугу — уличи. В Полесье — древляне. В Среднем Поднепровье — поляне. Выше их по Днепру — радимичи, на Десне — вятичи. А восточнее полян, от Днепра и до Дона, лежали края северян. Только надо помнить, что этими названиями обозначались не просто племена, а государства, и по своему уровню они ничуть не уступали другим европейским странам того времени. Германские хроники упоминают у прибалтийских славян великих князей, уважительно величают их титулом «реке» — король, а подчиненных им племенных князей называют «герцогами» или «графами».

А у восточных славян арабы выделяли три самых сильных государства: Куяба, Арасания и Славия. Куяба — Киев, княжество полян, Славия — княжество словен с центром в Ладоге (Новгорода еще не существовало). Арасания — земля русов, княжество северян. Персидская рукопись начала IX в. рассказывала об общественном устройстве полян: «Одна часть их — рыцарство. Жрецы пользуются у них уважением. Люди ежегодно платят правительству девятую часть своих доходов и торговой прибыли. Город Куяба — местопребывание царя. Там выделывают разнообразные меха и ценные мечи...». Как видим, были и правительство, и знать, собирались четко определенные налоги. Из разных источников известно о наследственном княжении у словен, северян, древлян, дреговичей.

Но государственные структуры и традиции тех или иных славянских народов существенно отличались. Ибн-Русте писал о вятичах: «Глава их, которого они называют главою глав, зовется у них «свиет-малик». И он выше су-панеджа, а супанедж является его наместником». «Малик» по-арабски «царь». Очевидно, титул звучал как «светлый князь». А «супанедж» — жупан. Воевода, возглавлявший жупу, родовой клан. У ободритов государство представляло собой федерацию, в нее входили рароги, варанги и еще ряд племен, они имели собственных князей, обладали определенной автономией, а во главе союза стоял великий князь. Похожее устройство было у лютичей, северян. У ругиев установилась теократия. Верховный жрец бога Свентовита имел власть больше, чем у великого князя, давал указания подчиненным племенам, определял политику страны, имел храмовую дружину из 300 воинов, в пользу храма шли торговые пошлины и третья часть военной добычи.

В Центральной Европе, где славяне смешались с сарматами, важное место занимали женщины-жрицы. Козьма Пражский и Адам Бременский сообщали, что в конце VII — начале VIII в. Чехией правила Либуша, мудрая царица и жрица, а удельными княжествами владели ее сестры Кази и Тета. Только в 722 г. власть перешла к светскому князю. Для выборов применили древний арийский способ гадания. Выпустили на волю белого коня, и он привел старейшин к Пршемыс-лу, которому вручили княжение. Но в городе Девин располагалось святилище женского божества (видимо, Девонны, она же Дзевана), и ее служительницы не смирились с утратой своего положения. Их предводительница Власта развязала настоящую войну. Мужчин убивали, ловили и приносили в жертву. У Власты собралась дружина сторонниц, она узнавала обо всех замыслах князя, устраивала засады — ее «глазами и ушами» оказались практически все жены и дочери чехов. Ведь они поклонялись той же богине, воспитывались при святилище, входили в религиозные сообщества. Лишь после напряженных боев воины Пршемысла захватили Дейин и истребили буйных «амазонок».

Но по соседству, в Моравии, вплоть до принятия крещения сохранялся аналогичный женский культ. Современники описывали большой храм Лады, покровительницы любви и плодородия. В нем находилась статуя богини, она стояла на повозке, запряженной лебедями, в губах держала бутоны роз, а в руках — золотые яблоки. Сквозь левую грудь просвечивало сердце и вырывался луч света, а свиту богини составляли статуи трех обнаженных дев. Качество скульптур было очень высоким, и иноземцы считали, что они сделаны греками. При храме проходили обучение 150 девушек из семей знати. Они жили здесь до совершеннолетия, охраняли святилище и были младшими служительницами.

В сельском хозяйстве славяне не знали себе равных. С VII—VIII вв. прежнее подсечное земледелие повсюду заменилось трехпольем. Пахали сохой со стальным наконечником, такие орудия найдены в Ладоге и Сумской области. Выращивали пшеницу, рожь, овес, гречиху, огурцы, свеклу, горох, репу, капусту, лук, чеснок. В садах собирали яблоки, груши, вишни, черешни, сливы, крыжовник, смородину, в южных районах возделывали виноград. Для производства тканей сажали лен, коноплю. Содержали большие стада скота. Купец Ибн-Якуб, объездивший всю Европу, писал, что страны славян «наиболее богаты продуктами питания», а их жители «с особым усердием занимаются земледелием и поисками средств к жизни, в чем они намного превосходят все северные народы».

Но у славян было и много городов. Тот же Йбн-Якуб рассказывал, как они возводились: «Славяне... направляются к лугам, изобилующим водой и зарослями, и намечают там круглое или четырехугольное пространство, в зависимости от величины и формы, которую желают придать граду. Затем они выкапывают вокруг ров, а выкопанную землю сваливают в вал, укрепивши его досками и сваями, наподобие шанцев, пока вал не дойдет до желаемой высоты. Тогда отмеряются в нем ворота, с какой стороны им угодно, а к воротам можно подойти по деревянному мосту». Вал, укрепленный «досками и сваями» — это обычная для славянских укреплений стена из деревянных срубов, заполненных землей или камнями.

Правда, большинство городов были лишь крепостями, в них насчитывалось по 30—40 домов. Но у каждого племени имелись торговые и ремесленные центры, столицы княжеств. Балтийские славяне избежали аварского ига, и их города считались самыми богатыми и красивыми. Славились Аркона, Зверин (Шверин), Волин, Рарог (Рерик), Стариград (Ольденбург), Микелин, Дымин, Коданьск (Гданьск), Рати-бор (Ратценбург), Бранибор (Бранденбург), Щетин (Щецин), Ретра и др. Волин (он же Виннета) называли «самым большим из всех городов Европы», а Рерик был крупнейшим портом на Балтике.

В княжествах, освободившихся от аваров, тоже выросли значительные города — Прага, «выстроенная из камня и извести», Краков, Гнездно, Коуржим, Велеград. В землях восточных славян выделялись Ладога, Киев, Чернигов, Смоленск, Любеч, Полоцк, Псков, Изборск, археологами найдены развитые городища Титчиха, Новотроицкое, Гор-нальское, Червона Диброва и др. Обнаружены остатки укреплений, святилища, улицы оборудовались деревянными мостовыми. В этих городах жили воины, искусные кузнецы, гончары, литейщики, косторезы, ювелиры, ткачи. При раскопках попадаются их изделия, дорогие привозные вещи. Германские авторы сообщали о «гражданских правах» славян, о городской аристократии.

  • Русский каганат
    Исторические судьбы Северной Руси во многом отличались от Южной. Слове ...

Источник: http://www.mystic-chel.ru

  • Древняя Русь
  • Книги
  • Методики
  • Печать
  • Правители Руси
  • Православие
  • Шрифты
  • © 2004 Печатный-Двор.SU. Правила копирования | Контакты