Русы и славяне восточных авторов

Приведём здесь общую характеристику восточных авторов, которую дал Б.Н.Заходер солидаризуясь со своим предшественником В.В.Бартольдом.>51-5<

"…наш замечательный ориенталист В.В.Бартольд (1869-1930) отмечал: "Положение с арабской географической литературой несколько затруднено её книжным характером и связанной с этим хронологической неопределённостью. Например, если мы знаем, что один автор писал в Х в., а другой - в IX в., то из этого не следует, чтобы рассказы второго относились к более позднему времени, чем рассказы первого; почти все авторы пишут по книгам, не называя своих источников и не определяя их времени, и часто бывает, что в сочинении XI в. использован более ранний источник, чем в сочинении X в." Внимательный просмотр раннесредневековой географической литературы на арабском и персидском языках приводит нас к ещё более решительным выводам: авторы, биографические данные которых позволяют высказать предположение об их реальном и оригинальном участии в приписываемом им сочинении, - чрезвычайно редки. Подавляющее большинство авторов географических сочинений - компиляторы; ни рассмотрение их собственных сочинений, ни какие-либо иные данные вне этих сочинений не позволяют ни в малейшей мере обоснованно утверждать их самостоятельность и оригинальность. Если к этому присоединить ещё то обстоятельство, что большинство этих сочинений дошло до нас в плохой текстовой сохранности, и что значительная часть сочинений сохранилась в очень поздней и, естественно, искажённой переписке, то упоминание автора и названия сочинения зачастую может быть заменено отсылкой к варианту или редакции, представителем которых является тот или иной автор".

То есть географические произведения восточных авторов - это не разные труды созданные разными авторами, а как бы один труд, выполненный в разных редакциях. Это всё очень напоминает русское летописание, когда одна и та же летопись дополняется, переписывается, редактируется разными авторами и доходит до нас в весьма различных списках, оставаясь тем не менее одной и той же летописью. Но если у русских летописей есть чёткий каркас, к которому всегда можно привязаться - годичный счёт, то у восточных авторов этого нет. Б.Н.Заходер выделил такой каркас для восточных авторов, в котором каждый пункт - это заголовок некоторой темы. Для каждой темы в разных редакциях (у разных авторов) выделены соответствующие текстовые фрагменты. Список этих тем Б.Н.Заходер свёл в свод, названный им Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Сам по себе этот свод не может служить в качестве источника, но он даёт весьма полное представление о том, что можно найти в самих источниках. Приводим этот свод в части касающейся руси и славян полностью, не выделяя как сведения источников.>51-(31-33)<

"РУСЫ

67. Русы проживают на острове, размер которого три дня пути в длину и ширину. На острове - чащи, заросли, земля - сырая. Царя русов называют каган. Русы - народ многочисленный. 68. Русы нападают на славян, продают их в качестве рабов в Хазаране и Булгаре, грабят припасы славян, чтобы этими припасами кормиться самим. 69. У русов - обычай оставлять в наследство имущество только дочери; если у руса рождается сын, отец вручает ребёнку меч, заявляя: это - твоё наследство, отец приобрёл мечём своё достояние, так и ты должен поступать. 70. Русы - один из разделов славян, они возят Меха к Румскому морю, а отправляются от Хамлиджа, хазарской столицы, затем плывут по морю Горгана и оттуда уже везут на верблюдах свои товары до Багдада; переводчиками им служат славянские евнухи. Русы называют себя христианами и платят подушную подать. Переплыв море Горган, русы иногда направляются в Балх, оттуда в Маверанахр к кочевьям тогузов и в Китай. 71. У русов нет недвижимого имущества, деревень, пахотных полей, их занятие - меховая торговля; за меха они берут чеканные монеты, которые прикрепляют к своим поясам. 72. Русы опрятны, заботятся о своей одежде, так как занимаются торговлей; мужи их носят золотые браслеты. 73. Страна русов богатая, в ней большие города. 74. Русы оказывают почёт гостям и хорошо обращаются с чужеземцами, которые ищут у них приюта, они не позволяют никому обидеть гостя или чужеземца, защищают их. 75. У русов мечи соломоновы; когда русы начинают войну; то прекращаются усобицы и все действуют единодушно, пока не победят врага. 76. Если русы не согласны с судебным решением царя, то вступают в поединок на мечах; кто возьмёт вверх - тот победитель в споре. 77. Знахари у русов занимают привилегированное положение, они имеют власть даже над царём; в качестве жертвы богу русы убивают женщин, мужчин и лошадей. Знахарь указывает кого следует принести в жертву, и самолично вешает того на дереве. 78. Русы мужественны и смелы, походы совершают не на конях, а на кораблях. 79. На шаровары, которые носят русы, идёт до сотни зар (или араш) материала; русы носят шапки со спущенными по затылку хвостами. 80. Вероломство среди русов - обычное явление, а потому даже за нуждой они ходят в сопровождении друзей. 81. При похоронах знатного руса в могилу, наподобие обширного дома, кладут одежду, пищу, вино, деньги; вместе хоронят живую жену, которую любил покойный. 82. Одежда русов и славян из льна. 83. Русы делятся на три разряда: куйаба, славийа, арса; особенно страшен разряд арса; в страну арса никто не проникает, так как они убивают всякого иноземца, кто ступил на их землю. Сами русы-арса спускаются вниз по реке для торговли, но никому ничего не сообщают о себе, ни о своих товарах, никого не допускают в свою страну. 84. Русы сжигают своих покойников вместе с жёнами; некоторая часть русов хоронит покойников стоя. 85 - русы бреют бороды, а некоторые завивают, одежда их - короткие архалуки, а одежда хазар, булгар, печенегов - длинные архалуки. 86. К востоку от области русов находится гора печенегов, к югу - река Рута, к западу - славяне, к северу - безлюдные земли севера. 87. В 300(912-913) или 333(944-945) году русы приняли христианство, но исповедание этой веры "притупило их мечи", и они отправили четырёх мужей в Хорезм, чтобы при посредстве хорезмшаха стать мусульманами.

СЛАВЯНЕ

88. От печенегов до славян десять дней пути по лесам и труднодоступным дорогам. Славяне - народ многочисленный, живут в лесах по равнине. У славян город В.б.нит. 89. У славян мёд употребляется вместо винограда, у них развито пчеловодство. 90. У славян свиньи так же многочисленны как (у мусульман) овцы. 91. Когда умирает славянин, его труп сжигают, вместе с покойным бросают в огонь его жену, при этом совершают тризну и веселятся. 92. Славяне покланяются огню (или быку). 93. Славяне сеют просо; при наступлении времени жатвы они кладут зерно в сито и, обращаясь к нему, произносят молитву. 94. У славян имеются разные музыкальные инструменты: лютни, тамбуры, свирели, (даётся подробное описание этих инструментов). 95. Хмельной напиток славян из мёда, у некоторых сотни сосудов этого медового вина. 96. У славян сало вьючного скота, лошадей; они носят рубахи, и надевают на него сафьяновые сапоги; их вооружение; копьё, щит, пики, меч, кольчуга; глава славян и его наместник; глава славян питается молоком вьючного скота (кумысом), он живёт в городе В.б.нит, где ежемесячно в течение трёх дней происходит торг. 97. Славяне строят подземные сооружения, в которых спасаются зимой от сильного холода (или нападения мадьяр). 98. Царь славян берёт дань платьем. 99. Славяне подвергают суровому наказанию виновных в воровстве и прелюбодеянии. 100. К востоку от славян живут внутренние булгары и русы, к югу - море К.р.з. и Румское море, К западу и северу - безлюдные пустыни севера".

Прямое отождествление, хотя и с оговоркой о возможном временном смещении (славяне раньше, русь позже), вслед за Б.Н.Заходером, этих сведений как сведений о руси-славянах, т.е. о русских приводит к тихой шизофрении:
Русы-славяне так гостеприимны, что самые свирепые из них всех иноземцев убивают.
Русы-славяне сеют просо не имея пашен.
Русы-славяне столь сильны и отважны, что спасаются от мадьяр под землёй. И т.д.

Сам Б.Н.Заходер, не желая вступать в полемику о норманнах на Руси, отметил, что в этом комплексе сведений можно выделить некоторые элементы относящиеся не к руси-славянам, а к волжским булгарам>52-78< и, в очень мягкой форме, к еврейским купцам, называвшимся "ар-Раданийа".>52-90<

П Прежде чем продолжить эту попытку разделить коктейль на первоначальные составляющие, исходя из очевидного для нас различия в общем характере описании руси и славян у восточных авторов IX-XI веков, приведём основной перечень этих авторов.>86<

1) Ранние авторы, упоминающие ас-сакалиба в связи бегством принца Джамасбе брата Хосрова I (531-579 г.г.) и походом Марвана в 733 г., которых (ас-сакалиба) не следует отождествлять со славянами, хотя в других случаях ас-сакалиба (от греческого "склавины"`) это славяне. (объяснение далее в тексте)
ат-Табари. 839-923 г.г. "История пророков и царей" - "Та'рих ар-русул ва-л-мулук".
Бал'ами (Мухаммад Бал'ами). Бухара, саманидский визир. Скращённая и дополненная "Истормя" ат-Табари. 60-е г. X в. (960-969 г.г.).
ал-Балазури. Ум. 892 г. "Книга завоеваний стран" - "Китаб футух ал-булдан".
ал-Куфи. Ум. 926 г. "Книга завоеваний" - "Китаб ал-футух".

2) Географические сочинения в продолжение традиции греческой школы Птолемея
ал-Хорезми. 80-е г. VIII в. - после 946 г. "Книга картины Земли" - "Китаб сурат ал-ард". (Таблицы координат и описаний географических объектов).
Худуд ал'алам (Аноним, автор неизвестен). "Пределы мира от востока к западу" - "Худуд ал'алам мин ал-машрик ила-л-магриб", ~982 г. персидский язык.
ал-Фаргани. Родом из Ферганы. Первая половина IX в. "Книга о небесных движениях и свод науки о звёздах" - "Китаб ал-харакат ас-самавийа ва джавами' 'илм ан-нуджум".
ал-Батани (ас-Саби'). ~858-929 г.г. в Сирии "Книга сабиевских астрономических таблиц" - "Китаб аз-зодж ас-Саби'"

  • Призвание Рюрика
    Создание первого государства восточных славян, получившего впоследстви ...

Источник: http://oldru.narod.ru/

  • Древняя Русь
  • Книги
  • Методики
  • Печать
  • Правители Руси
  • Православие
  • Шрифты
  • © 2004 Печатный-Двор.SU. Правила копирования | Контакты