Вещий Олег

Из всей дружины-войска, пришедшей с Рюриком, выделяется круг ближних к князю людей (по преимуществу родственников), и они составляют старшую дружину, дружину-правительство. Отношения внутри этого правительства-дружины приобретают не корпоративный или лоббистки-представительский, а семейно-родовой характер, утрачивая и ту свободу личности и ту правовую базу, которые были принесены германцами в Римский мир, и определили историю Западной Европы, и возвращаются вместо этого к традиционным семейно-родовым отношениям, принятым у обитателей славянских городов и понятных им.

Утрата свободы личности - это утрата свободы человека, ушедшего из общины и оставшегося сам по себе и сам за себя. Вот что пишет Т.Н.Грановский об этой свободе:

"Древний мир [мир античных государств] не признавал самостоятельности, самоуправства личности; он признавал только гражданина; лицо как таковое для него не существовало. Когда распалось древнее общество, древнее государство со своею неограниченной властью над личностью, на место его явилось другое общество, где нет государства, есть только лицо. Это лицо должно было сначала определиться в чрезвычайно грубых, жестких и резких формах. Это лицо эгоистическое, презирающее все, что вокруг него, подавляющее всё около, но вместе лицо, сознающее своё право, или, лучше не признающее никакого другого права, кроме своего".>37-253<

Очевидно, что точно так же, как античное государство не знает личности, а знает гражданина, точно так же и родовая община не знает личности, а знает родича - члена рода (клана, тейпа и т.п.), члена семьи (отца, сына, брата и т.п.).

Утрата правовой базы - это утрата силы личных договоров между вождём боевого отряда и каждым из воинов. Поскольку варяжская дружина не становится в положение властителей по отношению к восточным славянам, а объединяется со славянской старшиной, то она славянизируется не только по языку, но ещё быстрее по типу господствующих правовых норм. Место формальных обязательств вновь с одной стороны занимают регенерирующие обязательства родства, а с другой стороны - весьма специфические нравственные обязательства по отношению к боевым товарищам. Из этих норм впоследствии вырастает характерный для всей русской городской культуры институт дружбы - нравственной привязанности, проносимой через всю жизнь, значение которой зачастую оценивается выше, чем политические, деловые или семейные связи друзей.

Такой характер русской дружины, как совместной организации пришлых варягов и местной старшины, а так же потребность в значительном числе дружинников для сопровождения каравана "всея Руси" на Константинополь, придали этой русской дружине открытый характер, не позволив замкнуться в себе ни по цеховому признаку, как швейцарская гвардия, ни по национальному, как мамелюки в Египте, ни по сословному, как самураи. В русскую дружину киевской поры принимали всех, кто был достоин. Добрыня Никитич - боярин, Алёша - попович, Илья Муромец - крестьянский сын. Вместе они - богатырская дружина.

Дружина-правительство выдвинула Олега, и в течение 33 лет его правления никто не оспаривал его власть, и затем так же спокойно передала власть Игорю.

В 882 году Олег продолжил начатое Рюриком движение на юг, предприняв поход на Киев. Малолетний князь был также взят в поход для подтверждения законности притязаний Олега на Киев, где правили Аскольд и Дир, которые не были родственниками Рюрика. По дороге был взят главный город кривичей Смоленск, и сами кривичи были включены в державу руси.

Придя в Киев, Олег переоделся купцом и заманил Аскольда и Дира в ловушку. Он сказал им: Вы не роду княжеского, а я роду княжеского и вот сын Рюриков. Аскольд и Дир были убиты и похоронены на горе. В Киеве и сейчас есть место, называющееся Аскольдова могила. Киевляне отнеслись к перевороту спокойно. По-видимому, торговая партия была недовольна неудачами правительства Аскольда и Дира. Неудача 860 года при походе на Византию. Неудачный поход 872 года на волжских булгар (убит был сын Аскольда). В 873 году Рюрик из Новгорода пытался взять под своё управление Полоцк, киевское правительство этого не допустило, но и само не смогло установить контроль над этим городом, в руках которого находится восточная торговля. В 874-875 году опять неудачный поход в Византию - возвратились в малой дружине, даже не дойдя до цели. Итак, Аскольду и Диру не удаётся ни проложить новый торговый путь в Византию, ни взять под контроль старый в Хазарию и Халифат.

Олег стал княжить в Киеве. Новое государство стало называться Великим княжеством Киевским. Сначала его территория ограничивалась землями полян с городом Киевом, новгородских славян и финнов и кривичей. Утвердившись в Киеве, Олег стал последовательно подчинять киевскому правительству остальные восточнославянские племена. Одни подчинились миром, других завоевали силой. Через двадцать лет к началу X века этот процесс был практически завершён. Все племена, за исключением живших по Оке вятичей, которые входили в сферу влияния Хазарского каганата, оставшихся независимыми уличей, живших в междуречье Днестра и Прута, и полочан, имевших собственных варяжских князей, были подчинены Киеву и стали платить ежегодную дань.

Киев на юге имел такое же значение для торгового пути Из варяг в греки, как и Новгород на севере. Но создавать и контролировать новое государство можно было только из Киева, потому что Новгород для этого непригоден в силу слишком большой удалённости от наиболее населенных территорий.

Опять, как и на севере в Новгороде, так и на юге в Киеве, варяги опирались на тех, кто был заинтересован в торговле с Византией.

В 907 году был предпринят общерусский поход на Константинополь. В отличие от неудачного набега, совершённого Аскольдом и Диром в 860 году, когда шторм разбил русские ладьи, поход Олега имел политико-экономическое значение. Это был военный поход и дипломатическое посольство одновременно. Набег Аскольда и Дира в этом смысле был походом без посольства, и наоборот посольство 838 г было посольством не подтверждённым военной силой.

Олег подошёл к Константинополю с 2000 ладей по 40 воинов в каждой. Если кому-то покажется, что 80 тысяч войска это чрезмерно для средних веков, то советуем всё-таки здраво оценить силу противника - Византии, несокрушимо стоящей уже свыше 500 лет. Автору известны многочисленные исследования Дельбрюка и его последователей о возможных размерах средневековых войск на основе необходимого количества провианта, фуража, конского ремонта, пропускных способностей дорог и т.п. Единственным строго логичным выводом из этих работ является невозможность средневековой армии, хоть сколько-нибудь превышающей рыцарский отряд, вообще. А рыцарский отряд не способен решать государственных задач по своей ударной силе. Следовательно межгосударственных войн быть не может, а они нам известны. Противоречие может быть разрешено двумя путями. а) Всё, что мы знаем о истории - есть ложь, далее читайте г.г. Фоменко, пр. б) Кабинетные представления о способах и способностях вести войну зачастую отличаются от реальности.

  • Полюдье
    Осев в пунктах, отстоящих друг от друга на сотни километров, варяги не ...

Источник: http://oldru.narod.ru/

  • Древняя Русь
  • Книги
  • Методики
  • Печать
  • Правители Руси
  • Православие
  • Шрифты
  • © 2004 Печатный-Двор.SU. Правила копирования | Контакты