Уровень грамотности населения.

После принятия христианства письменность начинает быстро распространяться в древней Руси. Уже через несколько десятков лет появляются не только собственные «книжники», но и грамотные иконописцы, оружейники, гусляры, дружинники, сборщики налогов, женщины из княжеских семей. Позднее, во второй половине XI и особенно в XII—XIII вв., грамота постепенно проникает и в более широкие слои городского населения.

Обнаруженные археологами в 1951 г. в Новгороде берестяные грамоты свидетельствовали об уровне грамотности населения. На бересте велась деловая переписка, записи долгов и повинностей, писались челобитные и учебные задания. Но берестяные грамоты относятся в абсолютном большинстве к древнему Новгороду и лишь единицы найдены в других городах Руси, особенности, почвы которых позволили сохраниться этим уникальным историческим памятникам. О грамотности населения свидетельствуют также надписи, сделанные на различных предметах. Их исполняли люди разных социальных слоев — от князя до отрока (младшего дружинника), от епископа до дьячка, от профессионального писца до едва владевшего грамотой ребенка.

Самыми многочисленными, количественно сопоставимыми с числом берестяных грамот, являются граффити — надписи, прочерченные на стенах древних храмов, пещерных монастырей и др. Первые исследователи чаще всего объясняли появление надписей на стенах «озорством, детскими шалостями и скукой церковного обряда». Это мнение подкреплялось церковным уставом князя Владимира, где «резанье» надписей на стенах осуждалось и приравнивалось к таким тяжелым прегрешениям против религии и нравственности, как раскапывание могил и уничтожение крестов. Нормы церковного права и обычной жизни не всегда совпадали, и стены многих средневековых зданий исписаны множеством надписей. Объяснить и понять это явление помогло только исследование граффити Софийских соборов в Киеве и Новгороде. Оказалось, что абсолютное большинство их является либо поминальными, либо молитвенными, либо так или иначе связанными с христианской религией и богослужением. Вероятно, в представлении жителей древней Руси такая запись приравнивалась к молитве, записанной на церковной стене и от этого как бы постоянно действующей. О таком понимании «автографов» на стенах храмов говорят как рисунки крестов рядом с ними, так и содержание некоторых из них. Например, в граффити на стене новгородской Софии XII—XIII вв. говорится: «Тудор молится святой Софии грешною рукою». Другая, более пространная надпись, но уже из Софии киевской, как дополняет: «Это я, грешный Никола писал, моляся господу Богу моему. Да избавит меня от бесчисленных грехов моих».

Бесценные сведения содержат молитвенные автографы, оставленные художниками — исполнителями фресковой росписи собора Софии в Новгороде в середине XI в. и в 1108 г. По форме это обычные молитвенные надписи-автографы: «Господи, помози рабу своему. Стефан писал, когда расписывали св. Софию». Таких надписей известно несколько (в сокращенном и более расширенном варианте).

Вероятно, молитвенные надписи, оставленные на стенах храма во время росписи — следы молитвы, должной воодушевлять и укреплять духовные силы художника в его благочестивом труде. Благодаря этим надписям, становятся известны имена художников, о которых не сообщает ни одна летопись. Большинство граффити оставлено людьми, так или иначе связанными с церковью: лицами духовного сословия, среди которых встречаются и епископы, и дьяки, и священники, и певчие; высококвалифицированными ремесленниками (иконописцами и переписчиками книг). Есть граффити с информацией о заключении мира между князьями (Святополком, Владимиром и Олегом), о котором ничего не сообщается в летописях (даты и записи нет, но и по косвенным данным она датируется 1004 г.). Уникальна запись — купчая, по которой княгиня Всеволожая (вероятно, жена князя Всеволода Ярославича, умершая в 1111 г.) скупила «всю землю Бояна» за огромную по тем временам сумму — 700 гривен.

Свидетельством грамотности населения являлись также монументальные надписи, которые вырезались на крестах, располагавшихся на перекрестках и удобных остановках на торговых путях; часто они были обычными молитвенными или поминальными, но выполняли и другую функцию: информационную. Появляются они приблизительно в середине XI в. Древнейшая из них — поминальная надпись некоему Иоанну на двухметровом каменном кресте из села Преградное в Ставрополье.


Источник: http://www.rushist.ru

  • Древняя Русь
  • Книги
  • Методики
  • Печать
  • Правители Руси
  • Православие
  • Шрифты
  • © 2004 Печатный-Двор.SU. Правила копирования | Контакты