Православная церковь.

Позитивную роль в развитии государственности стала играть церковь. Началось активное строительство храмов на средства частных лиц, народных общин и православного духовенства. В Киеве к началу XII в. насчитывалось до 600 церквей, во Владимире — более 30. Культурными центрами христианской Руси становились монастыри, которых к первой половине ХШ в. было построено около 70. Центром православной культуры стал Киево-Печерский монастырь. Он был основан в Киеве в 1051 г. преподобным Антонием из Афонской обители. Затем игуменом был избран Феодосий, который создал в 1073 — 1089 гг. Киево-Печерскую обитель. Великий князь Святослав Ярославович, сын Ярослава Мудрого, подарил на строительство монастыря 100 гривен серебром и, как повествует легенда, сам копал ров под фундамент. Постепенно здесь была собрана крупнейшая коллекция древнерусских произведений: иконы, изделия из драгоценных металлов, шитье. Огромное влияние на распространение христианства на Руси оказали также Ферапонтов, Кирилло-Белозерский, Валаамский, Соловецкий и другие монастыри.

После принятия Русью христианства началось создание высшей церковной организации. В православной церкви существовало 4 патриархии: Александрийская, Актиохийская, Иерусалимская и Константинопольская. Последняя делилась на 60 митрополий, одной из которых была Киевская. Митрополитов по традиции назначал патриарх. Во главе Киевской митрополии поначалу стояли митрополиты — греки, однако князь Ярослав Мудрый без согласия константинопольского патриарха в 1051 г. назначил главой церкви на Руси священника Илариона, что свидетельствовало о растущей независимости киевских князей. Иларион участвовал в составлении церковного устава князя Ярослава, а после устранения с кафедры митрополита в 1054 г. стал монахом Киево-Печерского монастыря, приняв новое имя — Никон. Во время своего монашества он составил летописный свод — Никоновскую летопись (1073 г.), основал монастырь в Тмутаракани, написал «Слово о законе и благодати».

Первое церковное разделение на епархии произошло в 991 г. В Новгород, Чернигов, Ростов, Владимир, Белгород, Туров, Полоцк и Тмутаракань были назначены епископы. К середине ХШ века было 16 епархий в крупных древнерусских княжествах. Епархии делились на округа, где низшее духовенство проводило основную работу по христианизации населения.

Удельный вес христианского населения по отношению к языческому постоянно рос. Важнейшим инструментом пастырской деятельности был институт духовничества. Каждый христианин имел (или в идеале должен был иметь) духовного отца, наставника. Устойчивые связи между христианами, определенными храмами и их священниками, возникли уже в XI — ХП вв. Жители городов и крупных вотчин раньше других начинали осознавать себя церковными общинами и стали избирать главу общины — старосту. Посещали храмы обычно по воскресеньям и праздникам. В остальные дни церкви, как правило, не имели службы. Ежедневные богослужения совершались только в соборах, в которых по очереди служило духовенство города. Священнослужители вынуждены были переезжать с места на место, проводя церковные службы. Люди «приходили» в храмы, то есть становились прихожанами. Возникает термин «приход» — как название церковной общины одного храма.

До монгольского нашествия православная церковь на Руси не смогла окончательно решить задачу распространения своего влияния на территорию всей страны. Ее структура находилась в состоянии оформления. Но за время, прошедшее с официального акта крещения, православная вера все более становилась неотъемлемой частью культуры и духовной основой Руси. Сформировалось единство языка, веры и власти, без чего впоследствии было бы невозможно создание единого государства, а также его сохранения в ходе колонизации земель.

Письменность и просвещение. Письменность существовала на Руси еще в дохристианский период. Сохранились упоминания о «чертах и резах» в сказании «О писменех» (рубеж IX—X вв.). Автор, черноризец Храбр, отмечал, что славяне-язычники используют рисуночные знаки, при помощи которых они «читаху и гадаху» (читали и гадали). Доказательством наличия дохристианской письменности у славян является обнаруженная в 1949 г. в Гнездовских языческих курганах под Смоленском разбитая глиняная корчага, на которой сохранилась надпись «гороухща» («горушна»), что означало: или «Горух писал», или «горчица». Помимо гнездовской, обнаружены фрагменты надписей и цифровых расчетов на амфорах и других сосудах X в. в Тамани (древней Тмутаракани), Саркеле и причерноморских портах. Письменность на основе различных алфавитов (греческого, кириллического, рунического) использовало разноплеменное население древнейших городов и протогородов, находившихся на важных торговых путях. Торговля стала той почвой, которая способствовала распространению по всей территории Руси приспособленной для славянской речи и удобной для письма кириллицы.

Кириллица была разработана в IX в. Кириллом-Философом (827—869 гг.) в Моравии, а через Болгарию она проникла на Русь (правда, вопрос об авторстве до сих пор остается открытым). Кирилл взял за основу греческий алфавит, состоящий из 24 букв, дополнил его шипящими звуками древнееврейского алфавита и некоторыми буквами, созданными индивидуально (б, ж, ь, ы). Кириллический алфавит первоначально состоял из 43 букв, близких по написанию к греческим. Каждая из них имела свое название: А — «аз», Б — «буки» (их сочетание образовало слово «азбука»), В — «веди», Г — «глаголь», Д — «добро», и так далее. Буквы обозначали не только звуки, но и цифры. «А» — цифру 1, «В» — 2, «Р» — 100. И только в XVIII в. арабские цифры вытеснили «буквенные». Некоторое время наряду с кириллицей была в употреблении и другая славянская азбука — глаголица (от слова «глаголить» — т. е. говорить). Истоки буквенного состава глаголицы не определены. Ее основу искали в самых различных системах письма: от византийской скорописи и скандинавских рун до армянского, коптского и эфиопского алфавитов. Скорее всего, глаголица представляла собой азбуку, созданную искусственно в результате индивидуального творчества. На рубеже IX—X вв. глаголица преимущественно была распространена у южных и западных славян. Она имела тот же состав букв, но с более сложным, витиеватым написанием. К XIII в. глаголица почти полностью исчезла из употребления.

С принятием христианства начался письменный период культуры древней Руси. После крещения киевский князь Владимир приказал «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное».

Первые известные нам школы на Руси были созданы князем Владимиром для обучения детей как из семей знатных и средних состояний, так и детей «убогих и неимущих родителей». Из жизнеописания игумена Киево-Печерской обители Феодосия известно, что в 1023 г. существовала школа для подготовки священнослужителей в Курске. Около 1030 г. сын князя Владимира Ярослав Мудрый открыл в Новгороде школу «собра от старост и от пресвитеров детей 300 и повеле учить книгам». В 1086 г. княгиня Анна Всеволодовна открыла при Андреевском монастыре в Киеве первую известную нам женскую школу на Руси, где ученицы обучались «писанию, ремеслам, пению, швению». Как свидетельствуют летописи, все свои средства на устройство школ израсходовал в 1180 г. смоленский князь Роман Ростиславович. В домонгольской Руси существовали школы во Владимире-на-Клязьме, Ростове, Полоцке, Галиче. Одна из школ находилась при Киево-Печерском монастыре. В них изучали богословие, философию, риторику, грамматику на основе произведений античных авторов, византийской литературы, болгарских источников.

Для «учения книжного» использовались переводные книги: жизнеописание Александра Македонского «Александрия», «История Иудейской войны» Иосифа Флавия, трактаты о шести днях Творения («Шестодневы»), сборники поучительного содержания — «Златоструй», «Маргарит», «Измарагд»; рассказы (патерики) о видениях загробного мира («Хождение Богородицы по мукам»), о «подробностях» сотворения мира («Сказание, как сотворил Бог Адама»), Синайский патерик и другие сочинения. Разнообразным был спектр переводной литературы — от церковно-богословской до исторической, естественнонаучной и апокрифической.


Источник: http://www.rushist.ru

  • Древняя Русь
  • Книги
  • Методики
  • Печать
  • Правители Руси
  • Православие
  • Шрифты
  • © 2004 Печатный-Двор.SU. Правила копирования | Контакты