Музыка.

Вокальная и инструментальная музыка составляла неотъемлемую часть различных обрядов. Существовали музыкальные инструменты различных типов, важное место в семейном и общественном быту занимали народная песня, обрядовый фольклор.

В древней Руси не было развитых форм профессиональной светской музыки, песня бытовала в народе, являясь также неизменной принадлежностью княжеского и дружинного быта. Высокое положение в обществе занимали в X—XI вв. княжеские «песнетворцы», прославлявшие князей и их дружины. Представителем «песнетворцев», по-видимому, был Боян, образ которого известен по «Слову о полку Игореве».

В былинах запечатлены имена музыкантов-новгородцев. Это и волшебный гусляр Садко, заставивший своей игрой плясать царя морского. Это и богатыри, игравшие на гуслях, — Василий Буслаев, Добрыня Никитич. Выступали и профессиональные безымянные музыканты-скоморохи. Обладая даром сочинителей, они в то же время были знатоками и хранителями устных традиций обрядовой народной музыки. Церковь порицала участие скоморохов в народных игрищах, ей были чужды обрядовые народные песни и сопутствующие инструменты — труба, сопель, гусли, бубен. Однако достоверных свидетельств преследования скоморохов на Руси в X—XIII вв. не обнаружено. Напротив, огромное число археологических находок позволяет представить картину их благоприятного существования.

После принятия христианства начала развиваться церковная музыка. Из Византии вместе со священнослужителями прибыли на Русь руководители церковных хоров — регенты. Церковное пение являлось обязательной учебной дисциплиной в монастырских школах. С распадом государства на отдельные княжества основным хранителем древнерусской народной песенной традиции стал Новгород. Первые находки древних музыкальных инструментов в Новгороде отмечены в начале 1950-х гг. В 1968 г. археолог Б. А. Колчин впервые описал находки, определил, к каким типам музыкальных инструментов они принадлежали, представил графические варианты их реконструкции. Вскоре были проведены и первые практические опыты по восстановлению внешнего облика нескольких инструментов.

В результате реконструкции древних сигнальных и музыкальных инструментов появилась возможность их классифицировать: самозвучащие (било, блюдо, ботало, бубенчик, варган, колокольчик, колокол, погремушка, щелкотуха, колотушка); мембранные (бубен); духовые (брунчалка, сопель); струнные (гусли).

  • Живопись.
    В культуре языческой Руси довольно часто встречались живописные изобра ...

Источник: http://www.rushist.ru

  • Древняя Русь
  • Книги
  • Методики
  • Печать
  • Правители Руси
  • Православие
  • Шрифты
  • © 2004 Печатный-Двор.SU. Правила копирования | Контакты