Культура Руси в условиях образования и развития единого государства

С принятием христианства политические теории и все общественные идеи на Руси развивались в рамках религиозного мировоззрения. В XIV-XV вв., помимо официального традиционного православия, можно выделить два направления философско-богословской мысли: исихазм и ереси.
Исихазм

Исихазм - мистическое течение, пришедшее на Русь из Византии, - открывал верующим возможность прижизненного единения с Богом через восприятие божественных энергий. На Руси в XIV в. это учение утверждалось как способ индивидуального подвижничества. Активным проповедником исихазма был основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря Сергий Радонежский.
Ярким проявлением рационалистического мышления средневековья не только в России, но и в Европе, были ереси. В 70-е гг. XIV в. в среде горожан и низшего духовенства возникла новгородско-псковская ересь стригольников. Это название ученые связывают с обрядом пострижения в причетники. Критика православной церкви велась с рационалистических позиций по двум направлениям. Во-первых, стригольники вели спор по вопросам богословской догматики: подвергали сомнению божественное происхождение таинств священства. Вторым направлением стала критика церковной организации. Движение стригольников в конце XIV в. было подавлено, руководители казнены.
В XV в. оформилась новгородско-московская ересь «жидовствующих». Это общественное движение отрицало церковный авторитет, догматы и обряды православия. Отрицание еретиками церковного землевладения вызывало симпатии государства и использовалось Иваном III в борьбе с церковниками. Не смотря на это, ересь «жидовствующих» была осуждена.
Центральным пунктом всех философских дискуссий было отношение к государству. Разные были идеалы государственности, различно осмысливалась сущность верховной власти, ее место в обществе, взаимоотношение с властью духовной.
Философско-теологическое обоснование складывающегося абсолютизма было дано церковно-политическим течением иосифлян, возникшим на рубеже XV-XVI вв. Его основателем был Иван Санин, принявший постриг под именем Иосифа и основавший свой монастырь в удельном Волоцком княжестве. В своих сочинениях Иосиф Волоцкий писал, что царям надо служить со страхом и трепетом, как воспринявшим власть от Бога. Поэтому им должны подчиняться все христиане, в том числе и духовенство.
Главными оппонентами Иосифа Волоцкого и его сторонников стали «нестяжатели», во взглядах которых можно найти как идеи исихазма. так и рационализм предшествующих ересей. Это движение возглавил Нил, прозванный Сорским - по имени реки, где он основал скит. Система его воззрений, кроме проповеди нестяжания и неподвластности духовной жизни светской, содержала и свою логико-психологическую теорию. Она требовала «согласия» человеческого разума с божественным откровением, «очищения» от мирских страстей, приведение ума в состоянир непрерывной готовности к усвоению церковных заповедей. Нестяжатели требовали монастырской реформы, критиковали официальную церковь за несоответствие ее практики принципам христианства.
Под несомненным влиянием иосифлянства в среде духовенства родилась идея о «богоизбранном царстве». Теория псковского старца Филофея утверждала, что в мире существует вечное царство - Рим. Оно переходит из одной страны в другую. Первый Рим был в Италии и погиб, впав в католичество. На смену ему пришла Византия, захваченная турками. Византию сменила Москва - третий Рим. Четвертого же Рима быть не должно.
Из дворянской среды выдвинулся талантливый публицист Иван Пересветов. В своих челобитных, адресованных Ивану Грозному, он создал стройную теорию дворянского государства во главе с самодержавным царем, опиравшимся на преданных слуг «воинников».
Выдающимся публицистом был и царь Иван IV. Его перу принадлежат обширное послание в Кирилло-Белозерский монастырь, дипломатические послания государям других держав. Ярким примером противостояния двух взглядов на государственную власть стала переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским.
В связи с династическим кризисом в начале XVII в. обострился интерес публицистов к вопросу о характере верховной власти, о политической системе российского государства. Известными произведениями этого времени стали «Временник» дьякона Ивана Тимофеева и написанное монахом Авраамием Палицыным «Сказание». В этих работах единодушно признается божественная сущность царской власти и ее значение как оплота порядка в стране.
В условиях становления абсолютизма во второй половине XVII столетия общественная мысль давала примеры предвосхищения будущих идей просветительства. Известный церковный и общественный деятель Симеон Полоцкий высказывался в пользу неограниченной монархии, считая, что только она способна навести порядок в стране. Им были высказаны идеи просвещенного абсолютизма.
В середине XVII в. патриархом Никоном была проведена церковная реформа, касавшаяся в основном обрядовой стороны православия. Это событие привело к расколу церкви и возникновению старообрядчества. Движение раскольников дало очень сложный спектр общественных идей. Под знаком борьбы за старую веру собирались все, кто был недоволен условиями жизни. Наилучшее представление об идеологии раскольников дают работы самого яркого старообрядческого публициста «Аввакума «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», «Книга бесед» и «Книга обличении».
Таким образом, русская общественная мысль в XIV-XVII вв. в целом не выходила за рамки религиозного мировоззрения. Несмотря на это, ростки рационализма все же пробивались и здесь.


Источник: http://www.iskusstvo-spb.ru

  • Древняя Русь
  • Книги
  • Методики
  • Печать
  • Правители Руси
  • Православие
  • Шрифты
  • © 2004 Печатный-Двор.SU. Правила копирования | Контакты