Крещение Руси и христианизация населения.

Примерно в IХ в. возросло значение Киева как центра посреднической торговли между Западом и Востоком. Важное место занимал Волжский путь, а позднее «Великий путь из варяг в греки». Особенно активными были деловые связи с Константинополем. В 907 году киевский князь Олег провел морем и сушей флот из 2 тысяч лодок к столице Византии Царьграду (русское название Константинополя), были заключены два выгодных для Руси мирных договора, о которых упоминается в «Повести временных лет». Третий поход на Константинополь совершил уже преемник Олега киевский князь Игорь в 941 — 944 гг. Его жена — княгиня Ольга поддерживала дружеские отношения с Византией. По одной из версий, в 946 или 957 г. во время визита в Константинополь Ольга приняла христианскую веру. Другие исследователи считают, что в Константинополь она прибыла уже крещенной вместе со своим духовником Григорием. Ее же сын князь Святослав не согласился перейти в христианскую веру, опасаясь насмешек своих дружинников, людей вольных и независимых.

О христианской вере славяне-русы знали и раньше. В Киеве, по свидетельству Никоновской летописи, попытка принять христианство в качестве государственной религии была впервые принято в 860-е гг. князьями Диром и Аскольдом, однако захват Киева в 882 г. варягом-язычником Олегом оттеснил новую религию на второй план. Распространению христианских идей на Руси способствовали и контакты с Великой Моравией, где в 863—864 гг. занимались миссионерской деятельностью Кирилл и Мефодий. Став монахами, они составили славянскую азбуку (кириллицу) и перевели на старославянский язык Евангелие. Тексты Священного писания и другие богословские сочинения стали постепенно распространяться по языческой Руси, что создавало благоприятные условия для знакомства с новой религией.

Первую попытку языческой реформы великий киевский князь Владимир предпринял в 980 году, стремясь создать монотеистическую религию. Был составлен единый для всех пантеон, в который вошли наиболее почитаемые божества: славянские, персидские, финно-угорские. Первенство в иерархии богов было отдано богу войны Перуну. Но попытка создать единую религиозную систему, сохранив старые языческие обряды и верования, не удалась. По-прежнему строились капища, требища, храмы, т. е. места отправления культов, в которых волхвы — жрецы языческой религии совершали различные обряды, молились и приносили жертвы богам. О массовых религиозных настроениях свидетельствовало народное творчество славян-язычников: заговоры и заклинания (охотничьи, пастушеские, земледельческие), хранившие черты древних магических представлений, загадки, обрядовые песни, связанные с языческим земледельческим календарем; свадебные песни и похоронные плачи; песни на пирах и тризнах; сказки и былины («старины»).

Выбор веры для Руси имел принципиальное значение: единое государство могло быть создано на едином духовном пространстве. Многобожие являлось препятствием в объединении племенных союзов, жители регионов поклонялись своим богам и враждебно относились к божествам соседей. Язычество закрепляло патриархально-племенные отношения: кровную месть, многоженство, обычаи человеческих жертвоприношений, сжигание жен вместе с умершими мужьями и др.

Киевский князь Владимир упорно стремился объединить земли Руси в единое государство на основе единой веры. При выборе религии он мог ориентироваться на мусульманский Восток, иудейских хазар, католический Рим и православную Византию. В силу сложившихся экономических, военных, социально-политических отношений выбор был сделан в пользу византийского православия. О выборе религии рассказывает «Повесть временных лет»: чтобы определить лучшую религию, были отправлены послы к мусульманам, евреям, католикам и к православным. Византийское православие привлекло князя Владимира своей красотой: вернувшиеся из Царьграда (русское название Константинополя), послы свидетельствовали: «И пришли мы в греческую землю, и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как и рассказать об этом …».

Сам князь Владимир принял крещение в 988 г. в древнем греческом городе Корсуни (Херсонесе). Согласно «Повести временных лет», в том году войско великого князя осадило в Крыму Корсунь в ответ на невыполнение условий договора. Овладев городом, он крестился там и женился на сестре византийских императоров принцессе Анне. Корсунский поход имел важное значение для начала массовой христианизации Руси. Христианство было объявлено государственной религией, уничтожены главные языческие капища, началось церковное строительство. Вскоре, как констатируют летописные своды позднейшего времени, князь « … и все земли наши крестил, Русьскую, и наше Словенскую, и Мерскую, и Кривечскую, Весь, рекше Белозерскую, и Муромскую, и Вятичи, и прочая …». Не позднее 997 — 998 гг. была основана Киевская митрополия. На нужды церкви Владимир распорядился отчислять десятую часть княжеских доходов, которыми распоряжалось духовенство построенной им в Киеве церкви Успения Богородицы (т. н. Десятинной церкви).

Пресвятая Богородица наиболее почиталась на Руси, а первая в ее честь церковь играла особую роль в ранней церковной организации. Созданная на месте гибели в Киеве первых христианских мучеников-варягов, Десятинная церковь с самого начала мыслилась как пантеон русских святынь. Она же стала родовой усыпальницей первых князей-христиан. Великий князь Владимир и великая княгиня Ольга, похороненные в ней, были впоследствии (не позднее 1240 г.) канонизированы.

С самого начала своей христианской истории Русь обладала неоспоримой святыней, почитающейся как Восточной, так и Западной церковью, — мощами св. Климента, Папы Римского. Как известно из «Повести временных лет», Владимир привез из Корсунского похода не только греческих священников, но и иконы, церковную утварь, а также «на благословенье себе» чудотворные мощи св. Климента, который стал почитаться как первый и какое-то время единственный небесный покровитель Руси. Десятинная церковь с Корсунскими святынями и священнослужителями стала связующим звеном между христианским миром, насчитывающим почти тысячелетнюю историю, и новым христианским государством.

Крещение Руси в 988 г. по своему влиянию на сознание человека того времени было подлинной революцией, принесшей совершенно новые ценности, новые формы жизни. Митрополит Иларион, автор «Слова о законе и благодати» расценил этот акт, как пришествие на Русь благодати и истины, давших «народу надежду…жизни вечной». Христианский идеал, внесенный в языческую среду, стимулировал духовное развитие, очеловечивал эту среду. Хотя, разумеется, между идеалом и действительностью всегда существует огромный разрыв. Крещение меняло образ жизни и мышления народа, поэтому конфликт с языческим миропониманием был неизбежен. Ярким примером сопротивления новой вере служило крещение насильственным способом новгородцев княжескими воеводами Добрыней и Путятой. Язычество продолжало жить в сознании народных масс. «Бесовские» языческие игрища, народные восстания под предводительством волхвов и т. п. долго сопутствовали христианизации Руси. Источники различного происхождения свидетельствуют, что в XI—XIII вв. население, хотя в большинстве своем и исповедовало христианскую веру, но, тем не менее, оставалось немало язычников и языческих пережитков. Язычество сохранилось в народных играх и увеселениях, оставалось сильным в быту.

Его проявления зафиксировал церковный княжеский устав Ярослава Мудрого — кодекс брачного и семейного права древней Руси. В нем упоминается и еретичество, и волхвование, и блуд, и многоженство, и случаи избиения и насилия над родственниками, кражи, оскорбления личности. По деревням и селам бродили колдуны и ворожеи, случались грабежи и разорения храмов, с языческих времен было укоренено в народе пьянство.

Полной победы под язычеством христианство на Руси так и не одержало. В Киевской Руси, по мнению одного из теоретиков славянофильства XIX в. А. С. Хомякова, христианство было воспринято лишь обрядоверчески, чувственно; оно воспринималось в свете языческого конкретного миропонимания. Постепенно сложилось т. н. двоеверие — компромиссное равновесие языческих и христианских традиций. Например, языческий обряд отпевания умерших «Радуница» православной церковью был окрещен как «Радоница» — радостная весть о воскрешении Христовом, с которой приходят на кладбище знакомые и родственники похороненных там. Типичными языческими праздниками являются Новый год, Масленица, день Ивана Купалы, обряды, связанные с почитанием культа природы.

При развитости традиций восточнославянского язычества только принятие христианства позволило культуре древней Руси через контакт с Византией, Болгарией, Херсонесом преодолеть локальную ограниченность. Академик Д. С. Лихачев писал: «Сама по себе культура не знает начальной даты, как не знают точной начальной даты и сами народы, племена, поселения. … Но если говорить об условной дате начала русской культуры, то я, по своему разумению, считал бы самой обоснованной 988 год».

Христианизация Руси проявилась во всех сферах жизни:

— была создана особая форма обряда возведения на престол князя: если раньше он был просто главой племенного союза, то теперь княжеская власть была освящена Богом. Князь должен был осознавать свою ответственность перед подданными, обусловленную высокой божественной ролью;

— открылись новые возможности для торговли с внешним миром: Византия и Европа с большей охотой шли на контакт не с прежними «варварами» или «скифами», а с единоверцами;

— церковь обогатила социальным и политическим опытом древнерусское публичное право, выступала против рабства и работорговли, запрещала человеческие жертвоприношения, осуждала кровную месть и полигамию. Воровство, убийство, разбой стали рассматриваться как преступления, были введены телесные наказания, что ранее считалось большим оскорблением для свободного человека;

— после крещения на Руси активно начали развиваться письменность и «учение книжное». Христианство приобщило страну к византийской и западноевропейской культурам. Образованность стала рассматриваться как христианская добродетель.


Источник: http://www.rushist.ru

  • Древняя Русь
  • Книги
  • Методики
  • Печать
  • Правители Руси
  • Православие
  • Шрифты
  • © 2004 Печатный-Двор.SU. Правила копирования | Контакты