Шрифты раннего средневековья

Раздробленность ранней средневековой Европы привела к появлению различных региональных видов письма. Их можно разделить на четыре основные группы, которые часто называются национальными видами: 1) ирландско-англосаксонское (островное), распространенное в Ирландии и Англии; 2) меровингское письмо — во Франции; 3) вестготское — в Испании; 4) староиталийское — в Италии. Характерной чертой ирландско-англосаксонского письма является наличие надломов и угловатости. Это письмо вышло из употребления в эпоху ранней готики.

Отдаленность Ирландии изолировала художников от влияния римского и византийского искусства шрифта и оформления книги и способствовала развитию самобытного искусства. В Ирландии было высоко развито искусство обработки драгоценных металлов, резьбы по дереву, кости, камню, нашедшее свое отражение в богато орнаментированных переплетных крышках книг. С проникновением христианства в Ирландии строится много церквей и монастырей, которые становятся центрами культурной жизни. В них обучаются духовные и светские лица латыни, греческому языку, истории и другим наукам. В монастырских скрипториях Ирландии было создано много хорошо оформленных книг.

В оформлении книги ирландские художники применяли простые средства — линейные и орнаментальные формы, иногда использовались изображения зверей и человека. В оформлении книги ощущается влияние ремесел, из которых художник-оформитель книги заимствовал мотивы и готовые формы. Со временем был выработан самостоятельный стиль орнаментального искусства — книжный, в котором широко использовались плетеные орнаменты, спирали, а также стилизованные изображения животных. В Англии развитие оформительских традиций происходило под влиянием континентального и ирландского искусства. На этой основе англосаксонские художники выработали свой стиль, отличающийся от ирландского утонченными формами. Островной шрифт включает два вида шрифта: ирландский и англосаксонский полуунциалы . Для ирландского полуунциала характерны треугольные окончания основных штрихов букв, угловатость, богатая орна-ментальность. Образцом для создания ирландского полуунциала послужил римский полуунциал. В англосаксонском полуунциале окончания стоек букв оформлены в виде треугольника, имеющего один острый угол. Верхняя часть всех букв написана более жирно благодаря нажиму пера. Для написания начальных страниц использовался узкий капитальный квадратный шрифт, по пропорциям сходный с рустикой. Основной текст писался унциалом. Украшение ирландско-англосаксонской книги отличается темными и мрачными тонами черных, золотых, зеленых и красных красок. В монастырских скрипториях Франции развивалось меровингское письмо, которое достигло каллиграфического совершенства в VIII в.

Письмо характеризуется сжатым, высоким и узловатым рисунком с удлиненными выносными элементами некоторых букв, что придает ему динамичность. Имея декоративный вид, письмо однако трудно читается . Шрифт употреблялся для написания грамот и других документов, широкое распространение получил в дипломатической переписке. В меровингском письме развивается четкая, стройная и изящная каллиграфическая форма заглавных букв, выполненных пером. Чаще всего это были контурные буквы, середина которых заполнялась другой краской. Меровингская книга оформлялась по определенному замыслу, страницы богато украшались орнаментом. Под влиянием иконописи византийских художников в меровингской книге появляется много украшений, имеющих символическое значение (крест, телец, звезды, голубь). Орнаментальные мотивы содержат в себе строгие геометрические формы и изображения листьев, веток лозы, цветов, птиц, рыб, животных и т. д. При оформлении книги художник чаще всего наносил контурный рисунок темной краской тонким пером и после этого яркими, сочными красками заполнял все свободные места рисунка, что придавал э изображению яркость и жизненную силу. Инициалы выполнялись разными красками, имели обычно небольшие размеры и занимали мало места на странице книги.

Часто они выполнялись в виде человеческих фигур, птиц, рыб и т. п. Вестготское письмо существовало с VII по XIII в. Характерными чертами этого письма являются четкость форм и незначительный наклон влево (но не всегда). Выносные элементы некоторых букв выполняются с большим нажимом, что придает этому письму декоративность. Оригинальность начертания создается отдельными деталями, позаимствованными из арабского письма. Староиталийские виды письма развились в IX в. и были в употреблении до конца XIII в. Под этим названием объединено немало различных шрифтов. На юге Италии было распространено беневентское письмо, на севере — лангобардское. Среди канцелярских шрифтов выделяется своей каллиграфией 'шрифт куриал. В староиталийских видах письма в качестве инициалов употреблялись буквы унциального и капитального шрифта, а также увеличенные строчные буквы. Для шрифтов средневековья характерно применение аббревиатур — сокращений часто повторяющихся слов. Аббревиатуры употреблялись и раньше, но в эпоху средневековья такие сокращения стали применяться чаще, что иногда сильно затрудняло чтение. Рассмотренные виды являются лишь частью шрифтов, выработанных в раннем средневековье. Для современного использования они малопригодны из-за трудночитаемости, поэтому их следует рассматривать как определенный этап развития шрифтового искусства.



  • Древняя Русь
  • Книги
  • Методики
  • Печать
  • Правители Руси
  • Православие
  • Шрифты
  • © 2004 Печатный-Двор.SU. Правила копирования | Контакты