Вязь

Вязь — это своеобразное декоративное письмо, применявшееся чаще всего для оформления заглавий в славянских рукописных и старопечатных книгах. Для этого шрифта характерно очень маленькое межбуквенное расстояние, соединение отдельных элементов букв. Украшенная декоративными элементами надпись, выполненная вязью, приобретает вид орнамента, выглядит торжественно и нарядно, что предопределило ее использование не только в книжном, но и в декоративно-прикладном искусстве. Для написания вязи использовали киноварь, сурик или краску под золото.

В книжном искусстве вязь использовалась в Болгарии еще в XII в., имеются сведения о применении вязи в византийских рукописных книгах, относящихся к середине XI в. На Руси как декоративный шрифт вязь стала применяться в художественном оформлении книги с конца XIV в. Уже в конце XV в. вязь стала распространенным каллиграфическим приемом в оформлении русской книги. Различают два основных ее вида — круглую и угловатую. Округлая вязь с присущими ей плавными утолщениями штрихов, обтекаемыми элементами, наличием капле - и точковидных окончаний многих элементов букв получила распространение в украинских рукописях . В русских рукописях использовалась угловатая вязь.

В отличие от круглой она имеет более строгий рисунок всех элементов . Наличие прямых вертикальных штрихов большинства букв придает ей сходство с декоративной металлической решеткой. Строго соблюдаемые верхняя и нижняя линии строки усиливают это впечатление. Однако по сравнению с готическим шрифтом угловатая вязь выглядит гораздо орнаментальнее и декоративнее. Для вязи характерно творческое изменение рисунка букв в зависимости от отводимого для них места. Буква то вырастает до границ строки, то уменьшается до размера декоративного элемента, изменяя свой рисунок как по вертикали (высокая—низкая), так и по горизонтали (узкая — широкая). Размеры отдельных элементов букв увеличиваются за счет соединения с элементами других букв или резко уменьшаются, уступая место соседней букве. Одним из основных приемов компоновки надписи является прием мачтовой лигатуры — соединение двух основных штрихов двух соседних букв в один . Вероятно, что создание такой формы декоративного письма было вызвано, с одной стороны, соображениями экономии места на странице, а с другой — желанием придать тексту большую торжественность, орнаментальность.

Не занятое штрихами букв пространство строки заполняли или уменьшавшимися до нужных размеров округлыми и овальными буквами, или декоративными элементами. Широкое распространение получила вязь в новгородских и псковских рукописных книгах. Лучшие образцы вязи были созданы в середине XVI в. в Москве в мастерской, которой руководил метрополит Макарий. Как декоративный шрифт вязь переходит в печатную книгу. Прекрасные образцы вязи содержатся в книгах русского первопечатника Ивана Федорова . С развитием книгопечатания и наборных шрифтов вязь теряет свое значение. В XVIII — XIX вв. в качестве выделительного шрифта вязь использовали лишь в старообрядческих книгах. Для выполнения подарочных или сувенирных работ вязь используют и в настоящее время, копируя или перерабатывая исторические образцы. Вязь как декоративный шрифт часто используется для написания почетных поздравительных адресов. Вязью обычно выполняется первая строка или несколько начальных строк текста поздравления. Однако следует учитывать, что чрезмерное увлечение декоративными качествами вязи может затруднить процесс прочтения написанного.

Используя, например, для оформления поздравительного адреса вязь, необходимо позаботиться о том, чтобы весь разворот адреса был выполнен в одном стиле. Для этого следует применять орнаментальные заставки, а также другие исторические виды кириллического письма — устав, полуустав, скоропись.

ВЯЗЬ

Вязь следует рисовать кистью, пером, фломастером или другими материалами. Основные вертикальные штрихи можно проводить ширококонечным пером с последующей подрисовкой отдельных элементов кончиком пера или кистью. Следы подрисовки будут менее заметны, если пользоваться хорошо кроющей краской. Буквы угловатой вязи можно выполнять ширококонечным пером. А вот округлую вязь следует рисовать кистью или остроконечным пером. Оригиналы, предназначенные для воспроизведения в полиграфии, лучше всего выполнять черной тушью. Перед работой краской оригинал следует разметить карандашом.



  • Древняя Русь
  • Книги
  • Методики
  • Печать
  • Правители Руси
  • Православие
  • Шрифты
  • © 2004 Печатный-Двор.SU. Правила копирования | Контакты