Этапы развития материальной культуры на территории Киева

Новый подъем развития материальной культуры на территории Киева начался в конце 5-го века, когда у восточных славян появились качественно новые поселения - административно-политические центры племенных союзов. Таким центром полянского союза племен и стал Киев.

Возникновение древних восточнославянских городов теснейшим образом связано с зарождением древнерусской государственности. На этих землях тогда жило славянское племя полян, "мужей мудрых и смышленных". Древнерусский летописец Нестор, давший полянам такое определение, начинает свою "Повесть временных лет" с рассказа о том, "откуда пошла Русская земля, кто в Киеве начал раньше княжити". Далее, в недатированной части "Повести", рассказывается об основании города тремя братьями: Кием, Щеком и Хоривом, и сестрой их, Лыбедью. Город был назван в честь старшего брата - Киевом. Согласно данным Нестора, Кий был полянским князем, ходил в Царьград и был с почестями принят византийским императором. Несмотря на выводы древнерусского летописца о славянских корнях основателей Киева, историки в разное время приходили к самым противоречивым выводам относительно их происхождения, приписывая основание города то сарматам, то хазарами, то готам, то гуннам, то аварам, то норманнам. Однако, о славянском происхождение основателей города свидетельствует не только "Повесть временных лет", но и другие источники (например, Новгородская и Никоновская летописи, летописные данные "Синопсиса").

В них Кий называется родоначальником киевский княжеской династии, прекратившей свое существование после убийства прямых его потомков - Аскольда и Дира , - норманнами (хотя некоторые историки, в частности Н.М.Карамзин, считали Аскольда и Дира не славянами, а пришлыми варягами, земляками Рюрика, и само название - росы или руссы - выряжским, не имеющим отношения к этническим славянам). В "Повести временных лет" далее, после рассказа о Киеве, повествуется о событиях, которые происходили(это установлено достоверно), в конце VI в. - 1 пол. VII в. Следовательно, деятельность князя Кия можно отнести к более раннему периоду.

Упоминание о строительстве Киева (Куара) тремя братьями в стране полян (Палуни) имеется и в армянской хронике "История Тарона" Зеноба Глака, датируемой ныне концом VI-го века.

Археологический культурный слой на Замковой горе, датируемый по византийским монетам императоров Анастасия 1 Дикора (491-518), и Юстиниана 1 (527-565) концом V - началом VI веков, свидетельствует, что Киев как поселение с городской уже инфраструктурой возник именно в этот период.

Еще в 1908 году археологи обнаружили на Старокиевской горе остатки небольшой крепости, окруженной валом и рвом. На основе датировки обломков глиняной посуды корчакского типа, ее возведение относят к V - VI векам, т.е. ко времени правления князя Кия. Есть основания считать, что до сооружения крепости на Старокиевской горе резиденция князя размещалась на Замковой горе. Именно с этого времени Киев стал постепенно обретать черты феодального города.

Ведущими функциями раннесредневекового городского центра на первом этапе были не столько социально-экономическая, сколько административно-политическая и культовая. Киев стал выделяться из окружавших его поселений, расположившись на важнейшем перепутье дорог. Кроме того, находясь на границе двух различных образов жизни, двух миров (оседлого и кочевого), Киевская крепость была надежно укрыта лесами от кочевых орд степи. Видимо, уже в это время Киев стал и сокральным центром племен, объединившихся в полянский союз. В 1909 году археологической экпедицией В.В.Хвойки было открыто каменное языческое святилище (т.н. капище) в самом центре древнейшего киевского городища. Вероятнее всего, найденный жертвенник был связан с культом славянского бога Световида (хотя некоторые ученые склонны видеть в нем капище княжеско-дружинного бога Перуна). Время сооружения найденного святилища относят к концу Vв. - нач. VIIв.

С древним Киевским гербом связано и народное предание о богатыре Михаиле Потыке. "Потык"- по -старославянски значит "птица".

Много подвигов во славу земли Русской совершил киевский богатырь Михаил Потык. Войн на долю Киева выпало немало. И попросили киевляне богатыря, чтобы вечно защищал он их родной город. Потык согласился. А чтобы ни на минуту не отлучаться от городских ворот, приказал приковать к ним себя цепями. Щит с изображением крылатого воина действительно одно время был прибит к киевским воротам.

Богдан Хмельницкий, Ян Кожемяка и многие другие украинские герои. В жизни они не были какими-то необычными людьми, но не жалели жизни своей, защищая родную землю. Об этом и напоминает нам киевский герб.

Целая историческая повесть легла в черниговский герб. Почти тысяча лет черниговской былине о богатыре Иване Годиновиче, его невесте Марье-Красе, царе Кощее и вещем орле.

Правда в былине не на стороне силы, а на стороне добра и справедливости. Вещий орёл помогает не князю Кощею, а простому дружиннику и его невесте.

На древнем черниговском гербе - тот же самый орёл из былины. Неусыпно, днём и ночью, несёт он стражу, защищая интересы родной земли.

Город Смоленск впервые упоминается в Устюжском летописном своде в 863 году.

IX-XIII века - время трагических междоусобиц и битв с монголо-татарами, время развития ремесел, время тонкой дипломатии смоленских князей, время превращения смолян из ярых язычников в христиан, время строительства первых православных храмов.

В 882 году князь Игорь Рюрикович стал государем на Смоленской земле. С этого времени Смоленск вошел в состав Киевского государства.
Первым Смоленским князем был десятый сын Владимира Святославовича - Станислав. В Смоленске он не жил, а только собирал дань и передавал ее киевскому князю.

В 1054 году, после смерти Ярослава Мудрого, смоленским князем стал его пятый сын Вячеслав. Он жил в детинце на Соборной горе. Это был не наместник, а действительно князь. Поэтому 1054 год считается годом образования Смоленского княжества.

Наиболее яркими событиями начала XVI века можно назвать ожесточенную борьбу с польскими и литовскими феодалами, освободительное восстание против иноземцев (литовцев, немцев, поляков) и участие в Грюнвальдской битве. Этот период отмечен эпидемиями и голодом. И в то же время происходило бурное развитие культуры Смоленщины.
В 1501 году Смоленск стал главной целью Ивана III, но все его походы не имели успеха. 1512 год - война за Смоленск. Она продолжалась 8 лет. Новый московский князь Василий III совершил три крупных похода. По договору 1522 года смоленские земли отошли к Московскому государству.
В XVI-XVII веке Смоленск стал одним из важнейших экономических и военных центров великого Княжества Московского. Смоленск - крупный торговый центр. Производство ремесленных изделий достигло высокого уровня. Значительным событием в истории Руси стало строительство в Смоленске крепостной стены.

На древнем гербе Смоленска изображена пушка, на стволе сидит сказочная птица Гамаюн.

Посмотришь на него и сразу оживают события, связанные с историей славного города. Вот сказочная птица предупреждает горожан об очередной опасности. И стволы пушек разворачивались в ту сторону откуда появляется враг. А когда враги хитростью захватывали Смоленск и разрушали его до основания. Тогда подобно другой сказочной птице-Феникс, восставал он из пепла.

Первые летописные упоминания о городе Владимире относятся к концу X века. Они сообщают, что между 990 и 992 годами Великим Киевским князем Владимиром Святославичем во время крещения местного населения в Суздальской земле был основан город, названный по его княжескому имени. Таким образом, город становится в один ряд с древнейшими городами России.

Но окончательно вопрос о дате основания города не решен, так как в ряде летописей существует и другая дата основания города - в начале XII века Переяславским князем Владимиром Мономахом. Однако, даже в этих летописях после сообщения о постройке города, связанной с приходом Мономаха, есть упоминания о закладке его прежде Владимиром Святославичем. Поэтому можно предположить, что Владимир Мономах лишь продолжил строительную деятельность Владимира Крестителя.

На гербе Владимира изображен лев. Но львы не водились на севере Руси. О львах знали в основном по наслышке, из редких тогда иностранных книг, сказок. Для древних славян это был такой же легендарный зверь, как единорог. Знали только , что лев-царь зверей. И что его бояться. Зверь на гербе не свирепый, а, скорее всего добродушный, даже с лукавинкой в глазах. Такие будут верно служить человеку, особенно чистому сердцем.

Много разных интересных историй про тульских мастеров. Славились по всему миру тульские оружейники.

Герб Тулы напоминает о мастерах, принесших ему всемирную славу. На двух скрещенных клинках без рукояток лежит серебряный ружейный ствол, а вверху и внизу- по золотому молоту. Цвет их говорит, что у туляков золотые руки.

Великий Новгород- это один из самых древних русских городов. Город был богатым , многолюдным, с огромными торговыми площадями и чистыми улицами.

Уклад жизни в Новгороде был необычным. Ни перед кем не склонял головы Господин Великий Новгород, гордился вольницей, удалью и богатством. Сам Новгород стоял на пересечении важнейших торговых путей.

Как и другие древние русские города, Новгород славился искусными ремесленниками, удалыми купцами и храбрыми воинами.

Но, пожалуй, самым интересным в Древнем Новгороде было его самоуправление. Новгородцы сами выбирали себе князя и могли его прогнать, обвинив его в том, что он не заботиться о простых людях.

Символами города были вечевой колокол и вечевая степень. На древний городской герб Новгорода должны были перейти эти символы и лежащий жезл посадника, в форме посоха с ручкой, напоминающей букву «Т».Великий Новгород долго оставался вольным, т.е самоуправляемым городом.

В 1478 . царь Иван III силой заставил признать его свою власть, отобрал былые вольности, подчинил Москве.

А согласно воле Петра Первого на герб города , вместо свободолюбивых символов были нанесены символы царской власти. Вместо степени появилось золотое кресло, напоминающее царский трон, жезл посадника превратился в трисвешник. Лишь два медведя по бокам бывшей степени рыбы внизу, напоминающие об изобилии животного мира этого богатейшего северного края, перешли с печати на герб без всякого изменения.

Суздальцы уподобляли свой город соколу. Суздальцы охотно сравнивали свой город с этой гордой и красивой птицей. Сравнение удачно ещё и потому, что белокаменные храмы Суздаля действительно напоминали белоснежное оперение сокола. А ещё - никому ни давал сокол в обиду своё гнездо.

На древнемем гербе города Рязани воин в золотом поле держит в правой руке меч , в левой- ножны, на лице его написана решимость до последней капли крови отстаивать родную землю от врагов. Этот мужественный рязанский воин не дрогнул перед страшным врагом, посягнувшим на его землю, показал всем защитникам Руси пример самоотверженной любви к родине, героизма. вступив в смертный бой с ордами хана Батыя, рязанцы с самого начала не могли рассчитывать на победу. Слишком неравными были силы. Когда мы говорим, что на одного рязанца приходилось по сто вражеских мы нисколько не преувеличиваем. Так оно и было на самом деле.

Суздаль - один из красивейших российских городов. Насчитывает около 1000 лет славной самобытной истории. По обилию памятников древнерусского искусства и сохранности своего старого внешнего облика Суздаль не знает себе равных и с полным правом считается городом-музеем.

Первое упоминание о Суздале относится к 1024 году.
Возник он на основе древнейшего земледельческого и торгово-ремесленного поселения. Есть все основания полагать, что первые поселения появились здесь не позднее IX века. Вещественные материалы, найденные во время раскопок в окрестностях Суздаля, позволяют сделать вывод, что древнее поселение не было захолустным. Оно имело разветвленные торговые связи с далекими государствами Севера и Средней Азии. В курганах были найдены древние монеты, чеканенные в Самарканде, Бухаре, Германии.

В начале XI века Суздаль и его окрестности входили в состав Киевского государства.

О городе можно встретить ряд упоминаний в летописях. Первое из них рассказывает о том, что в Суздале в 1024 году вспыхнуло восстание смердов, для подавления которого вынужден, был приехать сюда из Новгорода князь Ярослав. В последующие годы Суздаль стал вотчиной князей Всеволода, Владимира Мономаха. Затем во время междоусобной борьбы в 1096 году князей Олега Черниговского и Мстислава Новгородского Суздаль подвергся сожжению. В 1107 году полчища болгар разграбили его окрестности, а суздальцы отсиделись в укрепленном городе.

Киевский князь Владимир Мономах уделял большое внимание усилению и укреплению города.Постепенно Суздаль приобретает роль стольного города Ростово-Суздальского княжества. Первый князь Ростово-Суздальской земли, сын Мономаха Юрий Долгорукий, жил больше в Суздале, чем в Ростове. Во время Юрия княжество становится обширным. Границы его простираются до Белого озера на севере, до Волги на востоке, до Муромской земли на юге и до Смоленщины - на западе. Политическое значение Суздаля в эти годы сильно возрастает.


Источник: http://studentbank.ru

  • Древняя Русь
  • Книги
  • Методики
  • Печать
  • Правители Руси
  • Православие
  • Шрифты
  • © 2004 Печатный-Двор.SU. Правила копирования | Контакты