История образования русских городов в гербах и названиях

В древней Киевской Руси было очень много городов. Именно поэтому западноевропейские летописи называют её Гардарикой, или страной городов.

В дошедших до нас письменных источниках IX-X веков упоминают, по крайней мере, 24 русских городов, но учёные считают, что значительно больше.

Названия древнерусских городов в основном славянские: Белоозеро, Вышгород, Перемышль, Новгород. К концу XII века на Руси существовало уже 238 городских поселений.

Место для города выбиралось из соображений его безопасности. Укреплённая часть поселения (кремль) располагалась на холме, в некотором отдалении от реки. Но развитие ремесел и торговли как бы само собой тянуло людей в подол, то есть на низменность, к реке.

Так и повелось: древний русский город состоял из более богатого и защищённого детинца (центральной части) и торгово-ремесленного подола - части менее безопасной, но зато более удобной.

Городские посады (предгорья) возникали на Руси в конце X - начале XI веков. Именно тогда родились слова, обозначающие городское население: горожанин, гражданин.

Почти все города Киевской Руси (в отличие от западноевропейских) имели не каменные, а деревянные укрепления. Вот почему наши предки говорили не "построить город", а "срубить". Городские укрепления представляли собой деревянные срубы, наполненные землёй, которые представлялись один к другому, образуя заградительное кольцо. От этого и слово "город" имело в те времена несколько значений: крепость, крепостная стена, ограда, населённый пункт.

Чтобы попасть в такое поселение, нужно было пройти через ворота. Количество ворот зависело от размеров города. Так, в Киеве было пять ворот. Главные, самые красивые, - Золотые. Над ними даже была сооружена так называемая надвратная церковь.

Сколько легенд связано с Золотыми воротами! Чтобы показать свою силу, враг рвался именно к этим воротам, а не к другим. Через эту "дверь" в город в самой торжественной обстановке въезжали наиболее почётные гости.

В детинце находились все крупные городские сооружения, главным среди которых был собор, воздвигавшийся посреди площади. Здесь хранилась городская казна, принимали послов, располагалась библиотека, работали переписчики. Здесь "сажали на стол" князя. Наконец, храм всегда был последним рубежом городской обороны. В общем, это действительно было главное здание, сердце города.

Жители Новгорода так и говорили: "Где святая София (главный новгородский храм) - там и Новгород".

Не менее важной частью города являлся торг. Обычно ряды окружали кремлёвские стены и были как бы связующим звеном между властью и простым народом, живущим в посаде. Однако торговая площадь была местом не только оживлённым, но и неспокойным. Поэтому на ней строили церковь, само присутствие, которой сдерживало страсти. Кроме того, церкви принадлежал контроль за правильностью мер и весов - в таких храмах хранились торговые мерила.

Ярославль гораздо старше Москвы (первое упоминание в летописи относится к 1071г., а основан он около 1010г. знаменитым киевским князем Ярославом Мудрым). Долглое время был центром самостоятельного княжества, в конце 15 века вошёл в состав Московского Великого княжества. В 17 веке - крупный торговый центр: через него проходила сухопутная дорога из Москвы в главный порт тогдашней России- Архангельск. В это время город прославился своими храмами- здесь сложились самобытные школы каменного зодчества и настенных росписей. В 1750г. актёром Фёдором Волковым здесь создан первый русский профессиональный театр.

Ярославль по праву считается жемчужиной в „Золотом кольце" древнерусских городов, расположенных на севере и востоке от Москвы. Построен в 1010году на берегу реки Волги ростовским князем Ярославом Владимировичем Мудрым. На правобережье Волги, у слияния с ней реки Которосли, начиналась многовековая история Ярославля. Почти тысячу лет назад, в 1010 году, ростовский князь Ярослав Владимирович (позднее его стали именовать Мудрым), стремясь обезопасить подступы к одному из крупнейших городов Северо-Восточной Руси -- Ростову Великому, основал здесь город-крепость и назвал его „во свое имя". Но еще раньше на этом месте находилось поселение язычников, „рекомое Медвежий угол". Его жители -- потомки угро-финских племен, смешавшихся с пришлым славянским населением, -- занимались рыболовством и охотой. По преданию, князь покорил их, убив священного медведя. Легенда об этом поединке позднее нашла свое образное выражение в гербе города: „В серебряном щите медведь, стоячи, держит в левой лапе золотую секиру".

Ярославль был призван стать оплотом княжеской власти, центром христианизации и дальнейшей феодализации Верхневолжского края. В то время Верхнее Поволжье входило в состав Древнерусского государства со столицей Киевом.

Географическое положение нового города было весьма выгодным в военном отношении. Крутые высокие берега Волги и Которосли, глубокий Медведицкий овраг, по которому протекал ручей, образовывали естественно защищенный мыс (территория нынешней Стрелки). Князь Ярослав повелел возвести на нем деревянные стены с башнями. Отсюда за многие километры было видно приближение караванов торговых судов или разбойных вражеских людей. В период распада Древнерусского государства (XII в.) Ярославль -- небольшой сторожевой пункт на беспокойной окраине обособившегося Ростово-Суздальского княжества, волжский форпост своего старшего брата -- Ростова Великого. Но уже в 1218 году он стал „стольным градом" самостоятельного удельного княжества.

В Рубленом городе -- резиденции князя -- строятся деревянные палаты, церкви, жилые дома. Появляются и первые каменные сооружения, нарядные величественные храмы в кремле и в загородном в то время Спасо-Преображенском монастыре.

Начавшийся блестящий расцвет богатого волжского города на долгие годы прервало монголо-татарское нашествие. Как и многие другие русские города, Ярославль в 1238 году был сожжен дотла, но не стал на колени перед врагом. Неоднократно здесь поднимались восстания. В память об одном из них -- 3 июля 1257 года -- невысокая гора за Которослью зовется Туговой, что в переводе со старославянского языка означает Скорбная. На ней похоронены наши предки, погибшие в борьбе за независимость Родины.

Выступления отдельных городов и княжеств против ордынских захватчиков кончались неудачами из-за раздробленности Руси. Только в конце XIV столетия московскому князю Дмитрию удалось собрать большую рать и дать сражение поработителям. В победоносной Куликовской битве ярославская дружина стояла насмерть на левом фланге объединенных русских войск. В 1463 году Ярославское княжество вошло в состав великого княжества Московского. Начало XVI века ознаменовалось в Ярославле большими строительными работами. Был возведен новый Успенский собор в кремле, заменивший собой разрушенную княжескую церковь XIII века, начал создаваться прекрасный ансамбль каменных зданий, украшенных фресковой живописью, в богатом Спасо-Преображенском монастыре. Основное ядро посадов, окружавших Рубленый город, обнесли земляным валом (позднее укрепленным боевыми башнями). За чертой Земляного города возникли торгово-ремесленные слободы -- Коровники, Толчково, Стрелецкая, Ямская Их названия связаны с занятиями местного населения.

В XVI- XVII веках Ярославль -- важный пункт торговых связей централизованного Русского государства со странами Востока (по Волге) и Европы (через Архангельск -- единственный в то время русский морской порт). Иноземные купцы имели в городе свои „подворья", откуда они направляли товары в Москву, Кострому, Нижний Новгород и дальше -- в Персию (Иран).

Здесь было развито ремесленное производство, которое находило широкий сбыт по всей стране, Волга изобиловала рыбой, огромный доход казне приносила осетровая и белужья икра. По сбору торговых пошлин в 1634 году город занимал третье место в государстве, по количеству дворов и населению находился на втором месте, уступая первенство лишь Москве.

XVII столетие -- поистине „золотой век" ярославского искусства, вписавшего в историю древнерусской культуры одну из самых ярких ее страниц. На средства представителей богатого купечества и других слоев посадского населения возводились многочисленные каменные храмы, нарядно декорированные кирпичным узорочьем и цветными изразцами. В это время в Ярославле сложилась и достигла расцвета самобытная архитектурно-художественная школа. Артели ярославских каменщиков-зодчих работали не только в родном городе, но и в Москве, Вологде и дальше -- от Новгорода до Астрахани. Ни один русский город не имеет такого количества прекрасных произведений средневековой стенописи. Ярославские художники обогатили традиционную христианскую тематику элементами национального быта, отразив в своем творчестве новое мироощущение, близкое и понятное торгово-ремесленному люду. Вышедшие из народной среды, они изображали на фресках жатву, пахоту, охоту, строительство храмов, пиры, свадьбы, иллюстрировали популярные литературные сюжеты и тем самым показывали жизнь Руси во всем ее многообразии.

На гербе города Ярославля изображен медведь. Его появление там связано с легендой. Русский князь Ярослав Мудрый шел с дружиной обозревая свои земли. Дорога была глухой, пустынной, заросшей лесом. Князь отстал от дружины, и вдруг из оврага появилась медведица и бросилась на него. Не растерявшись, он успел ударить его топором. В память об этом случае Ярослав построил на месте происшествия церковь. А вскоре на том же самом месте заложил новый город - Ярославль, символом которого стал медведь.

В конце 1-го тыс. до н.э. на территории Среднего и частично Верхнего Поднепровья сложилась так называемая Зарубинецко-Корчеватская культура (название получила от с. Зарубинцы Киевской обл., а также от пос. Корчеватое, где впервые были обнаружены ее памятники. Зарубинецкая культура существовала с 3-го в. до н.э. до 4-го в. н.э. По мнению большинства исследователей, носителями этой культуры были раннеславянские племена. Представители этой культуры занимались земледелием и скотоводством, рыболовством, охотой и собирательством. Они владели также рядом хорошо развитых ремесел, в том числе, гончарным, железообрабаты ...........


Источник: http://studentbank.ru

  • Древняя Русь
  • Книги
  • Методики
  • Печать
  • Правители Руси
  • Православие
  • Шрифты
  • © 2004 Печатный-Двор.SU. Правила копирования | Контакты